Два года назад окончательно вступил в силу новый техрегламент Евразийского экономического союза о безопасности оборудования для детских игровых площадок. За его соблюдением следил Росстандарт. Однако на днях документ о возложении на него таких функций был признан утратившим силу. А фактически, как пояснила пресс-служба ведомства, этих полномочий у Росстандарта нет уже с июля прошлого года из-за принятия закона о госконтроле и муниципальном контроле.
Это связано с реформой контрольно-надзорной деятельности, поясняет эксперт комиссии по ЖКХ Общественного совета Минстроя Павел Склянчук: "Росстандарт раньше мог проверить любой экземпляр на производстве, теперь будет осуществляться только сертификация тех образцов, которые представляет для проверки качества производитель. Это чревато ростом брака и заменой элементов оборудования на более дешевые, что потенциально травмоопасно. Некачественным игровое оборудование будет признаваться уже после несчастного случая, а не до".
Сейчас прав контролировать соблюдение этого техрегламента нет ни у одного госоргана. "Вопрос о наделении соответствующими полномочиями одного из контрольно-надзорных органов прорабатывается", - добавили в Росстандарте.
Впрочем, отлаженной системы контроля за детскими площадками не было и раньше, считает руководитель исполкома Народного фронта в Белгороде Алексей Ерофеев. Откровенно небезопасных площадок в регионах очень много, чтобы заменить все старые площадки, требуются годы, считает он. Есть ГОСТ 2012 года, где подробнейшим образом прописаны требования безопасности к детским площадкам. Но зачастую муниципалитеты все равно закупают новые красивые площадки с небезопасными элементами. Например, с качелями на жестких подвесах, которые давно запрещены. За площадками нужно следить, контролировать их безопасность, новая площадка должна быть поставлена на баланс, паспортизирована, на ней должен стоять стенд с фамилией и телефоном ответственного чиновника, считает Ерофеев. "Пока система контроля не налажена. Только обращение в прокуратуру, к сожалению, является единственным действенным рычагом", - рассказывает он.
Росстандарт в 2018-2021 годах проверил на соответствие техрегламенту более 300 площадок. Нарушения - в документах или конструкциях - обнаруживались в 42% случаев. Среди них - отсутствие ударопоглощающего покрытия, выступающие элементы с острыми концами или кромками, шероховатые поверхности, способные нанести травму ребенку, несоответствие расстояния от качелей до поверхности игровой площадки или бордюрной плитки и т. п.
Масса опасностей появляется уже в ходе эксплуатации площадок. В прошлом году "Народный фронт" проверил более 2 тысяч детских и спортивных площадок во всех регионах страны. Треть из них была признана небезопасной. Лидеры по доле опасных площадок - Брянская область (86%), Хабаровский край (84%), Адыгея (75%), Липецкая и Волгоградская области. Самые частые проблемы - сломанные качели и скамейки, отсутствие ограждения, сгнившие металлические элементы, торчащая арматура, существенные неровности, ненадежное крепление конструкций. Причем 73% потенциально опасных площадок находятся в достаточно больших городах, с населением от 50 тысяч человек. Один из свежих примеров - двор в Екатеринбурге, где дети качаются горизонтально - качели упали на бок.
Контроль за качеством и безопасностью детских площадок - прочностью креплений, экологичностью пластика и красок - следовало бы не уменьшать, а усиливать, считает Склянчук. Особенно с учетом того, что детские площадки массово заменяются на новые в рамках госпрограммы "Комфортная городская среда".