В спектакле использована также музыка Петрова к другим кинофильмам: "О бедном гусаре замолвите слово", "Гараж", "Ключ от спальни", фрагменты из его ранней оперетты "Мы хотим танцевать". Ольге Петровой удалось соединить эти слагаемые в органичное целое, добавив и свою собственную музыку.
Режиссерски спектакль скроен профессионально: ни одной случайной мизансцены, персонажей, которые не включены в действие, каждая сцена выстроена композиционно художественно. В целом постановка вышла гармоничной. Хотя это скорее музыкальный спектакль, чем мюзикл: не хватило оркестровой основы, объединяющей все музыкальные фрагменты в единую драматургию. Видео-декорации лаконичны, ненавязчивы и атмосферны. Художник спектакля Евгения Швец отобрала фотографии времени Островского. Костюмы стилизовали "под Островского".
Единственное, что показалось не уместным, это надписи, собранные из электрических лампочек - названия сцен, типа "Вася, я погибаю". Внятной оказалась и хореография Ирины Ляховской: танцы цыган были построены по принципу крещендо - количество танцующих и темп движения увеличивалось с каждым танцем. Например, в финальной сцене, где Лариса отправляет Карандышева за Кнуровым, а сама пускается в отчаянный пляс с цыганами, красные развевающиеся костюмы, красный свет и стремительность вращающегося движения напоминали пожар, в огне которого "бабочка" и сгорела.
Неожиданным и драматичным стало повторение романса Ларисы "Я словно бабочка к огню" перед финалом. В этом варианте из-за изменения оркестровки, ритма, подачи голоса, послышалось что-то тяжелое и траурное - предчувствие конца.
Удивило решение образа Карандышева. Режиссер искала положительные качества в каждом персонаже, и в последнем романсе Карандышева (музыка Ольгой Петровой) проявилась и боль, и нелепость этого человека, и его способность любить.
Поскольку в мюзикле была добавлена новая музыка, драматург и поэт Дмитрий Константинов сочинил стихотворные тексты для новых романсов героев, в том числе и для сильного по воздействию романса Карандышева.
Яркими получились и второстепенные персонажи, создававшие комедийный план в трагедии: артисты играли легко, свободно, импровизационно и словно получали от удовольствие. А работы артистов в главных партиях удивили хорошими голосами (хотя и не все были безупречны) и трепетным отношением к материалу.
Как оказалось, рождению этого мюзикла театр обязан дирижеру Виктору Олину: это была его инициатива. Он сам подобрал и предложил часть музыки в работу композитору Ольге Петровой. Оркестр под его руководством, несмотря на небольшой состав, звучал ярко, энергично, эмоционально выразительно. Публика в какие-то моменты начинала даже подпевать любимым песням. По сути, это было рождение нового жанра, который будет иметь продолжение - мюзикл по фильму, музыка которого уже популярна.
Кстати
У Эдуарда Артемьева уже готов подобный мюзикл - "Раба любви", в основе которого фильм Никиты Михалкова. А у Андрея Петрова и Эльдара Рязанова есть еще несколько музыкальных фильмов, которые могли бы претендовать на подобную партитуру.
Прямая речь
Композитор Ольга Петрова
- Соприкасаться с музыкой, которая у всех на слуху и которую все знают и любят - большая ответственность. Поэтому дописывать что-то новое трудно. В то же время интересно было работать с трансформацией этой музыки. Лично мне очень нравится трагическая кульминация спектакля, когда романс "Я словно бабочка" звучит абсолютно в другом характере - жестко, напряженно, тема узнаваема, но иные гармонии, ритм - другие.