Как сказались санкции на рынке российской швейной промышленности

из личного архива Кристины Базиленко

С российского рынка ушли популярные бренды. Но стоит ли расстраиваться из-за этого модницам? Ведь импортозамещению в России дали зеленый свет. Правительство поддерживает отечественных производителей, которые делают упор на качество и доступность и создают собственные бренды одежды и обуви.

Ушедшие с рынка популярные магазины освободили, по данным экспертов, около 50 процентов торговых площадей. Вместе с тем в России производится не более четверти той одежды, которую покупают россияне. При этом готовая продукция, которая выпускается в стране, активно интегрирована в международный товарообмен: волокна, красители, нити, ткани, фурнитура поставляются из-за рубежа. Да и само оборудование на швейных предприятиях импортное.

И все же наступившее время - отличный шанс для того, чтобы заявить о себе отечественным производителям одежды. Освободившиеся торговые площади и сокращение импортного товара открывают путь для российских предприятий к российскому потребителю.

- Безусловно, нынешняя ситуация отразилась на всех производителях: сложности с поставками сырья и оборудования, скачущий курс валюты, паника среди сотрудников и покупателей и многое другое. Но мы, как и все, учимся работать и развиваться в новых условиях: ищем аналоги оборудования, меняем сырье, поддерживаем команду и надеемся, что кризис станет для нас новым витком развития как раз-таки с уходом с рынка международных фешен-ретейлеров, - говорит Кристина Базиленко, руководитель и основатель швейного производства "Эталон", предлагающего в Ростове-на-Дону полный цикл производства женской одежды, от идеи до воплощения.

Предприятие является представителем малого бизнеса, а значит, его опыт может быть полезен и многим другим начинающим предпринимателям, которые только решают, чем бы им заняться, и их привлекает именно фешен-индустрия. Мы встретились с Кристиной, чтобы поговорить о моде, современных тенденциях и о том, с чего можно начать свой бизнес и как удержаться на плаву.

- Наверное, сейчас будет вал запросов на изготовление копий известных марок? Что в швейном производстве востребовано в настоящий момент?

Кристина Базиленко: Насчет изготовления копий известных марок не могу сказать, поскольку мы с такими запросами не сталкивались, да и при поступлении такого запроса сразу бы ответили отказом. Однако швейное производство всегда следует времени, его тенденциям, стилю. В общем все то, что актуально, используется и воплощается в жизнь, отсюда и возникает востребованность освоения новых тем, красок. Например, сейчас производства пестрят летними красками. На весну-лето 2022 года актуальны цвета зеленый, фуксия, сиреневый. Из тканей - лен, хлопок, трикотаж. Уже активно разрабатывают и шьют летнюю одежду, а также готовят осенние модели. Безусловно, с уходом международных игроков с фешен-рынка спрос на одежду российских дизайнеров вырос, и это не может не радовать.

- Выросли ли в настоящее время цены на одежду в России, что повлияло на ценообразование?

Кристина Базиленко: В России, к сожалению, нет текстильных тканей в достаточном количестве - рубашечных, костюмных. Все закупают в Азии и Турции, естественно, цены привязаны к курсу валюты. В настоящее время мы наблюдаем, что ткани и расходные материалы подорожали в среднем на 20 - 30 процентов. К примеру, оптимальной минимальной партией считается от 300 единиц на модель в одном цвете. На стоимость пошива влияет очень много факторов: это и сложность самой модели, и тираж в партии, и то, насколько деликатная ткань, и многое другое. Стандартной практикой считается увеличивать цены на производство белых изделий от 10 до 20 процентов, так как ткань более маркая и капризная в производстве.

- А чем отличается дорогое платье от дешевого? На что стоит обращать внимание?

Кристина Базиленко: На качество платья, да и любого изделия, влияет множество факторов. Первый - качество самого полотна. Чем больше натуральных волокон в составе, тем оно дороже и тем лучше внешний вид изделия. Далее технологии пошива и обработки: у дорогих изделий сложнее и тоньше проработаны все детали. Ну и, конечно, фурнитура: ее качество также напрямую влияет на внешний вид изделий.

- Часто ли встречаются бракованные ткани и каким образом на швейном производстве борются с браком?

Кристина Базиленко: Например, есть браковочная машина по ткани, которая работает под управлением оператора. Контролер ОТК проверяет уже готовую продукцию. Закройщик также замечает брак. Практически в каждой ткани встречаются погрешности, и мы умеем их находить и удалять в процессе производства готовых изделий, чтобы это не попало к потребителю.

- Как повлияла пандемия на швейное производство? Изменился ли ассортимент?

Кристина Базиленко: Конечно, мода и спрос тесно связаны с тем, что у людей происходит в жизни. Два года назад во время пандемии многие проводили большую часть времени дома, тогда появилась потребность в большем количестве домашней одежды и костюмов из трикотажа. Когда была потребность в масках, мы в течение недолгого времени шили маски и защитные халаты. Но сейчас жизнь вернулась в привычное русло, и девушки снова хотят носить короткие платья, костюмы и блузы. Тем более что в этом сезоне к нам возвращаются тенденции 90-х и без мини-юбок никуда.

- Сейчас многие думают об организации своего дела. Какой должен быть начальный капитал, чтобы открыть, к примеру, свой магазин платьев?

Кристина Базиленко: Про магазин платьев точно не скажу, но я начала свой путь шесть лет назад, тогда мой стартовый капитал на открытие швейного цеха был 300 тысяч рублей. Теперь же порядок цен сильно изменился, думаю, если бюджет меньше одного-двух миллионов рублей, сложно будет начать.

В моем случае первоначальные вложения окупились, стартовая концепция оправдала себя, и уже через год я решилась открыть свой первый швейный цех, чтобы производить одежду под собственным брендом, а также для сторонних заказчиков. На тот момент в арендованном маленьком цехе было пять швейных машин. За шесть лет производство заметно выросло: занимает здание площадью более тысячи квадратных метров, задействовано 150 единиц техники, штат - более 70 сотрудников. Считаю, это не предел. Если верить в себя, в свое предприятие и работников, то можно идти дальше, например, увеличить выпуск вдвое, а также открыть новое вязальное производство.

- Если пройтись по магазинам, не покидает ощущение, что мода создается только для женщин: женской одежды гораздо больше. Или мне кажется?

Кристина Базиленко: Действительно, сейчас многие ринулись в производство женской одежды, совсем оставив без внимания мужскую. А эта ниша как раз практически не заполнена на российском рынке. Выпуск стильной, современной повседневной одежды для мужчин был бы очень актуален в данный момент.

Акцент

- Каковы основные тенденции текущего сезона?

Кристина Базиленко: Людям нравится деловой стиль. Костюмы, пиджаки - это универсальная одежда. В ней в сочетании с любой обувью, с каблуком или без, всегда можно выглядеть уместно и стильно. Что касается юбок, в этом сезоне популярны короткие юбки, юбки-шорты. Брюки предпочтительны с высокой посадкой, широкие, брюки клеш, приталенные пиджаки.

- Интересно, а в вашем гардеробе преобладает какая одежда?

Кристина Базиленко: Я предпочитаю костюмы. У меня их 15 - 20. Причем половина вещей в моем гардеробе российского производства, и они гораздо качественнее и интереснее аналогов покинувших нас модных брендов. Я убеждена, что сложившаяся ситуация даст возможность российским маркам ярче заявить о себе и привить покупательницам привычку выбирать российских дизайнеров.