Благими намерениями
Глава минобразования КР Алмазбек Бейшеналиев считает, что реформа - не что иное, как "безболезненная трансформация предшкольной подготовки". По сути, нулевой класс будет считаться первым, а дети - заканчивать школу в том же возрасте, что и сейчас. Тем не менее министр поспешил успокоить общественность, заявив, что переход на двенадцатилетку произойдет не в 2022 году, а после завершения разработки всех необходимых учебных материалов. Хотя, как утверждает чиновник, сама образовательная система уже готова к трансформации. При поддержке международных организаций за последние несколько лет в республике создали и оснастили около четырех тысяч классов дошкольной подготовки (так называемых нулевых классов), которые ежегодно посещают более ста тысяч детей от пяти до шести лет.
Руководство МОН рисует радужные перспективы перехода на двенадцатилетку. По словам главы ведомства Алмазбека Бейшеналиева, нововведение позволит снизить нагрузку на детей, что даст им возможность больше внимания и времени уделять спорту, занятиям в кружках по интересам, чтению книг и многому другому. Кроме того, прием детей в школу с шести лет существенно снизит нагрузку на детские сады.
- Прежде всего школьную учебную программу следует пересмотреть в сторону снижения нагрузки в целом и ее перераспределения, - утверждает Алмазбек Бейшеналиев. - Это позволит детям иметь больше свободного времени, что очень важно для растущего организма. На домашние задания в начальных классах будет уходить около полутора часов, в средних - не более 2,5, в старших - 3,5 часа. Кроме того, 12-летняя система сильнее ориентирована на выбор будущей профессии. Она позволит сократить количество общеобразовательных предметов в колледжах и вузах и сконцентрироваться на специальных дисциплинах профессиональных блоков. У самих школьников появится время на получение простой, но зачастую необходимой рабочей профессии в короткие сроки на базе профлицеев, где они пройдут курсы 3-месячной или 6-месячной подготовки.
Еще одним плюсом реформы, как полагает Алмазбек Бейшеналиев, станет то, что она даст возможность выпускникам получать образование за рубежом, поскольку аттестат об окончании средней школы в Киргизии будет признаваться в государствах дальнего зарубежья и его не нужно будет подтверждать, как это происходит в настоящее время.
Но главное, по словам министра, то, что переход на 12-летнее обучение в школе - общемировой тренд. В 136 странах мира на среднее образование отводят именно столько времени. Министр привел в пример США, Сингапур, Финляндию, Грузию, Казахстан и другие государства.
Стремление привести систему образования к этому стандарту нашло одобрение у некоторых депутатов. Так, парламентарий Суйунбек Омурзаков заявил, что 12-летнее образование - мировой стандарт и его внедрение облегчит поступление выпускников киргизстанских школ в иностранные вузы.
Хуже, а не лучше
Большинство родителей и педагогов, однако, оптимистический настрой министра не разделяют.
- Я категорически против того, чтобы детей принимали в школу в шесть лет, - заявила корреспонденту "РГ" мать троих детей Мария Малахова. - Не знаю, кому пришла в голову такая идея, но большинство родителей, с которыми я обсуждала эту тему, столь же отрицательно отнеслись к такой перспективе. Может, авторам инициативы следовало прежде поговорить с детскими психологами? Последние утверждают, что в шесть лет у ребенка еще нет усидчивости, которая необходима для усвоения знаний по тому или иному предмету. Я в свое время консультировалась по этому вопросу со специалистами. Они убеждены, что период между шестью и семью годами нужен ребенку, чтобы стать усидчивее, научиться концентрироваться на задачах и по-настоящему захотеть в школу. На подготовительных занятиях детей учат правильно себя вести на уроке, приучают к необходимости определенное время сидеть за партой и постепенно повышают нагрузку, чтобы не делать переход от детсада к школе слишком резким.
Многие педагоги также испытывают сомнения целесообразности перехода на двенадцатилетку.
- Я проработала в школе более 50 лет, - рассказала преподаватель алгебры и геометрии Анна Собко. - Начинала еще в советские времена, когда подход к образованию был особенно тщательным. Застала и современную школу, где, к моему большому сожалению, закреплению знаний у детей уделяется не так много внимания. Со всей ответственностью могу заявить, что уровень подготовки учеников катастрофически упал. Особенно с введением так называемого онлайн-обучения. Что касается перехода на 12-летнее образование, я в отличие от коллег, которые опасаются высказать свое мнение, все же рискну это сделать. Такое право мне дает опыт работы и возраст. Во-первых, внимательно прочитав все, о чем говорил министр, я крайне удивилась тому, что он рассказал о плюсах, но ни словом не упомянул о таком аспекте, как нагрузка на педагогов. Между тем ее увеличение негативно скажется на качестве преподавания. Ведь даже на проверку домашнего задания будет уходить гораздо больше времени. А ведь мы тоже люди, и нам тоже нужно отдыхать. Во-вторых, хотела бы обратить внимание на вместимость школ. Почти все они типовые и построены в советское время. Рассчитаны не только на определенное количество детей, но и на время пребывания в них. То есть когда первая смена уходит, у преподавателя есть время подготовиться к урокам во второй смене. Что же касается получения профессии, то приведу пример из советского школьного образования, когда один день в неделю подростки посещали учебно-производственные комбинаты, где обучались машинописи, швейному делу, ремонту автомобилей и другим навыкам.
Кому как
Еще более жестко высказываются о предлагаемой реформе представители гражданских организаций сферы образования. Они подвергли критике идею, назвав ее авантюрой и пиаром.
- Предварительно нужно было обсудить реформу с родителями, учениками и учителями - самыми главными субъектами образования, провести широкое обсуждение с учеными, педагогами, медиками, другими специалистами и ведомствами, - полагает глава общественного объединения "Таза табигат" Анара Дауталиева. - Казахстан, на опыт которого предлагает ориентироваться министр Алмазбек Бейшеналиев, на протяжении десяти лет готовился внедрить 12-летнее образование в школах. У них были разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, учебные стандарты и программы по каждому уровню, разработаны и адаптированы все учебники, подготовлены учителя, рассчитана нагрузка как на педагогов, так и на учеников. У нас же охват тем же дошкольным образованием составляет всего 25 процентов от потребности. Число детей в группах в государственных детских садах доходит до 70. Как их готовить в первый класс? В шесть лет многие дети еще не готовы сесть за парты. По моему глубокому убеждению, не стоит гоняться за международными стандартами. В каждой стране должен быть свой подход.
По словам Анары Дауталиевой, прежде чем запускать такие реформы, не лишним было бы провести предварительные исследования. Переход потребует обновления как структурной, так и содержательной части образования. Кроме того, как полагает глава "Таза табигат", материально-техническая база наших школ очень слаба, и многие из них не подготовлены к приему детей с шести лет. Во многих регионах учебные заведения значительно перегружены.
Айнабюбю Долматова, детский психолог:
- Есть дети, которые в шесть лет уже читают классиков русской литературы или умножают и делят в уме многозначные числа. Это действительно высокий уровень развития интеллекта, который, однако, не значит, что ребенка уже нужно сажать за парту. Основной критерий оценки уровня готовности к школе - умение удерживать внимание, сосредотачиваться, соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Не стоит муштровать шестилетку и заставлять высиживать 45 минут урока, не отвлекаясь. Дети в возрасте 6 - 6,5 года могут легко удерживать внимание в течение 15 минут. После этого нужно делать перерыв в занятии, а в школе урок не прерывается от начала до конца. Год между шестью и семью действительно важен, чтобы научить ребенка усидчивости, ориентировать его на занятия.