Сервис по поиску работы SuperJob провел опрос в 397 населенных пунктах РФ. Опрашивали представителей экономически активного населения и родителей из всех округов страны. 54% из них сказали, что наиболее полезным для их карьеры было бы знание английского языка, а 11% - то есть каждый девятый, - что китайского. Причем по сравнению с прошлым годом популярность английского языка несколько снизилась, а китайского - возросла.
Интересно, что в пользе английского чаще убеждена молодежь до 34 лет и опрошенные с доходом выше 80 тыс. рублей. А тех, кто считает, что на зарплате и служебном росте положительно сказалось бы владение китайским, больше среди респондентов старше 45 лет. Остальные иностранные языки, такие, как французский, немецкий, испанский, японский и арабский, полезны для карьеры по мнению 1% опрошенных. А каждый пятый уверен, что иностранный язык не нужен вовсе. Такое мнение преобладает среди представителей старшего поколения и опрошенных с доходом менее 50 тыс. рублей.
Интересно, что и родители, говоря о том, какие языки пригодятся их детям в будущем, называли английский и китайский - 53% и 28% соответственно. В перспективности изучения арабского убеждены 2% родителей, французского, немецкого, испанского, итальянского и японского - по 1%. А 4% пап и мам полагают, что их детям не будет нужен никакой иностранный язык. При этом в нужности ребенку английского чаще убеждены женщины, а китайского - мужчины.
"РГ" попросила Наталью Непораду - директора Цента карьеры МГИМО, вуза, в котором изучают 53 языка, рассказать, какие из них действительно помогают при трудоустройстве.
Наталья Непорада: Отличное знание языков - действительно конкурентное преимущество. Причем студенты с очень редкими языками являются настолько уникальными специалистами, что почти не испытывают проблем с трудоустройством. Кроме МИД России мы тесно сотрудничаем с минпромторгом, минэкономразвития, минэнерго и другими министерствами и ведомствами. Но важно понимать, что есть и другие направления для построения карьеры, в том числе и в бизнесе. Российские компании осваивают и будут осваивать зарубежные рынки, причем растет интерес к странам дальнего зарубежья - Азия, Латинская Америка, Африка. А в этих регионах не всегда возможна работа с интернациональным английским, более того, знание официального языка страны существенно упрощает коммуникации. В то же время в последние годы есть тенденция к более интенсивному изучению языков СНГ, что тоже видится перспективным в свете укрепления отношений с регионом. Если смотреть на запросы, которые поступают в Центр карьеры МГИМО от работодателей, то тут, оставляя за скобками английский, можно выделить потребность в специалистах с китайским, вьетнамским, арабским и португальским языками. Но я бы хотела подчеркнуть, что знание языка должно сопровождаться пониманием экономических, социальных и даже культурных реалий той или иной страны. Поэтому совет молодым специалистам - прислушиваться к себе. И если восточная культура не вызывает отклика внутри, то не стоит учить китайский, каким бы востребованным и перспективным он ни был.
Алексей Маслов, профессор, доктор исторических наук, директор ИСАА МГУ:
Алексей Александрович, действительно ли растет интерес к изучению китайского?
Алексей Маслов: Да, это правда. У нас увеличился приток абитуриентов, которые хотят изучать китайский, и из года в год идет стабильный рост. Во-первых, сработал, что называется, кумулятивный эффект. О Китае постоянно и много говорили в СМИ, кроме того, он разрекламирован среди молодежи за счет платформы TikTok. В конце концов все это сработало и вырос интерес к языку. К тому же сегодня работа с китайским обещает гораздо большие карьерные перспективы. Если раньше его изучали только специалисты по Китаю - китаеведы, то сейчас этот язык стал аналогичным английскому: он может пригодиться в любой профессии - от медицины до технологий. Но главное - есть огромный объем ресурсов на китайском языке в интернете и в печатном виде, который остается недоступным для широкой аудитории. А ведь Китай сегодня издает колоссальное количество журналов по науке, технологиям. И, с одной стороны, все описанные там разработки не секретны, а с другой - это малодоступно. Так что китайский язык как минимум расширяет кругозор.
Может, это связано и с тем, что в последнее время в России происходит некоторая переориентация с Запада на Восток?
Алексей Маслов: Конечно! Многие сейчас связывают свои карьерные перспективы с Китаем. Тем более эта страна выделяет стипендии на обучение. И те, кто собирался поехать учиться в западные страны, сейчас рассмотрят также Китай.
Что следует учитывать решившему изучать китайский?
Алексей Маслов: Во-первых, этот язык при изучении очень специфичен. Он не учится так, как английский, а требует совсем другого подхода и особых методик. Во-вторых, из-за огромного всплеска интереса к китайскому языку практически в каждом городе открылись десятки, если не сотни курсов, появились частные преподаватели. А системы верификации, в отличие от того же английского, практически нет, то есть слушатель не может сам определить, китайский это или не китайский, хороший он или плохой. Так что мы ожидаем волну очень слабых специалистов в этой области. Более того, поскольку сегодня китайский язык вошел в систему ЕГЭ, что, конечно, неплохо, целый ряд школ ввел этот предмет. Но из-за нехватки специалистов именно по преподаванию у школьников - а это отдельная методика - многие университеты жалуются, что студентов, которые поступают с китайским языком, приходится переучивать. Так что не так все просто.
Где же его учить?
Алексей Маслов: На сегодня более 200 университетов в России преподают китайский язык либо в качестве основного образования, либо как дополнительные курсы. Это много и хорошо. Но изучение самого по себе китайского языка - без понимания культуры Китая, этнологии, этнопсихологии, национальных традиций - бессмысленно. Потому что, когда вы изучаете английский, вы изучаете ту же самую западную культуру, в которой живете, просто она произносится по-другому. А китайский язык требует некоторых дополнительных навыков. И все же это очень перспективно.
Китайский - самый распространенный язык в мире. На нем говорят 1,3 млрд человек. Следующими идут испанский (460 млн) и английский (379 млн). Затем: хинди, арабский, бенгальский, португальский и, наконец, русский. А по данным одного из крупнейших американских сервисов по изучению иностранных языков за рубежом, у англоговорящих клиентов самыми популярными являются китайское, испанское, корейское, французское и немецкое направления.