Экономике России необходимы финансовые институты по оздоровлению "рухнувших" предприятий

Александр Цыганов, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ.

Структурные изменения, происходящие в российской экономике, которая на глазах меняет приоритеты и активизирует механизмы импортозамещения, приведут не только к появлению новых возможностей и предприятий, но и к перепрофилированию существующих бизнесов. Однако часть компаний, их менеджмент и собственники не справятся с вызовом, не смогут встроиться в новые и только создающиеся логистические цепочки, что приведет к их банкротству.

Об этом говорит опыт 1998, 2008 и 2014 годов, когда потребовались особые механизмы институтов развития для работы с проблемными активами и восстановления их платежеспособности. Отметим в этой связи практику ВЭБ.РФ и Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК), из деятельности которого родилась госпрограмма помощи ипотечным заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Фото: Из личного архива

Существуют институты поддержки малого и среднего бизнеса, но сейчас есть потребность в механизмах санации для таких компаний, которые можно не только банкротить и распродавать остатки их активов, но и оздоравливать, фактически превращая "плохой" актив в работающий. Подобные организации существуют давно - в мире их насчитывается более 20, как частных, так и полностью государственных или с государственным участием. Так, в Ирландии в ответ на финансовый кризис в 2009 году было создано Национальное агентство по управлению активами (NAMA). В Южной Корее давно работает корпорация KAMCO (Korea Asset Management Corporation), которая покупает просроченные кредиты финансовых учреждений и разрабатывает планы реструктуризации компаний. Практика показывает, что это сложная работа, требующая особого профессионализма, и именно поэтому для ее выполнения часто создаются специализированные институты, которые аккумулируют "плохие" активы, добиваются их оздоровления и после реализуют по рыночной цене.

Сегодня в России уже есть такой специализированный институт - банк непрофильных активов "Траст", созданный в 2018 году после санации группы "Открытие", за которым последовали аналогичные меры в отношении еще нескольких крупных частных банков. На баланс "Траста" были переданы проблемные активы банка "ФК Открытие", "Бинбанка", "Рост банка", АО "Банк АВБ", а также часть активов "Промсвязьбанка" и других финансовых организаций.

В определенном смысле это был эксперимент: подобных институтов в России раньше не было. Нужно было консолидировать множество совершенно разных активов, с нуля выстроить бизнес-процессы. Предсказать, как будет работать модель банка "плохих" активов, никто не мог. Насколько можно оценить, на тот момент скептиков на рынке и в экспертной среде было большинство.

Тем не менее за три года "Траст" собрал 308 млрд рублей за счет работы с активами, которые были переданы ему для реализации в 2018-2019 годах и "справедливая стоимость" которых составляла 233 млрд рублей. Получается, что банк непрофильных активов собрал уже большую часть из своего плана в 482 млрд рублей. По оценкам самого "Траста", возвратность от рыночной стоимости (сборы / справедливая стоимость) составляет 132%. Это хорошие результаты как в российской, так и в мировой практике.

Опыт БНА "Траст" показывает, что модель специализированной финансовой организации по работе с проблемными активами в российских условиях оказалась успешной. При этом очевидно, что в ближайшие год-два нашей экономике потребуется грамотный антикризисный менеджмент и навыки управления бизнесом в совершенно разных сферах экономики. Если до недавнего времени "тяжелый" актив можно было продать с большим или меньшим дисконтом, то в ближайший период акцент спроса будет последовательно смещаться в сторону бизнесов (активов), прошедших оздоровление, то есть действующих бизнесов, приносящих реальный доход.

Позитивный эффект от оздоровления предприятий проявляется не только в сохранении их деятельности или рабочих мест, что само по себе важно, но и в повышении доверия в экономике. Например, создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) повысило доверие к банковской системе, а наличие механизма банковской санации и восстановления деятельности коммерческих банков позволяет привлекать небольшие компании к обслуживанию в небольших же банках, для которых доходы от расчетно-кассового обслуживания весьма важны.

Поэтому структуры, которые занимаются оздоровлением и последующей продажей готового действующего бизнеса, окажутся в ближайшее время необходимы. Очень востребованным на российском рынке станет профессиональный посредник, способный "упаковать" актив, который еще недавно был для банка токсичным. Особенно если посредник государственный, что обеспечивает его долговременную надежность и готовность реализовывать программу оздоровления, содержащую инвестиционную составляющую.