Сергей Николаевич, ваше предприятие, одно из ведущих в Кузбассе, в 2024 году отметит шестидесятилетие. Как работается в новых экономических условиях?
Сергей Поликов: В 2021 году мы реализовали продукции на 684,6 миллиона рублей. Второй год подряд привезли из Москвы, с Российской агропромышленной выставки "Золотая осень", золотую медаль и диплом "За достижение высоких показателей в развитии племенного и товарного животноводства". Поголовье крупного рогатого скота увеличили до 1995 голов (плюс 94 к 2020 году), надои на одну корову - до 8978 литра (плюс 82), а валовое производство молока - на 60 тонн (до 6643).
Средняя урожайность зерновых (ржи, пшеницы, ячменя, овса и кукурузы) достигла 38,6 центнера с гектара, что на 4,4 центнера больше, чем год назад, а валовое производство зерна - 5246 тонн (плюс 936 тонн). Но основное - овощи открытого грунта и картофель. И для них год вышел не очень удачным. Картофеля собрали 7175 тонн, а овощей - 10456, меньше на четыре и почти семь тонн соответственно. Урожайность капусты, лука, моркови и свеклы тоже снизилась - не хватило солнечной энергии. Погода напомнила: Сибирь - зона рискованного земледелия. Увеличить объемы производства за счет дополнительных посевных площадей не можем - вокруг нет заброшенных земель. Остается повышать урожайность на имеющихся сельхозугодьях, внедряя новые технологии, машины и оборудование.
Заказали картофелекопалку и картофелеуборочный комбайн из Германии. При их одновременном использовании на уборке, сроки которой в Сибири ограничены, производительность утраивается. Но теперь, из-за западных санкций мы не уверены, что эту оплаченную технику получим. Как и импортный картофелесортировочный бункер, у которого и емкость больше, и транспортеры шире - то есть, выше производительность.
Рассматриваете ли варианты импортозамещения?
Сергей Поликов: Отечественного оборудования такой же производительности и надежности, как выпускают на Западе, пока нет. А рынок Беларуси и Китая мы еще не изучали. Займемся этим зимой. Сейчас нет времени, да и денег. Еще надеемся, что вложенные в технику средства - около ста миллионов рублей - не пропадут.
К счастью, семенами и ГСМ успели до посевной себя обеспечить, как и удобрениями. Правда, поставки от уральского "ФосАгро" ждали два месяца. Цены на внешнем рынке выросли, и производитель спешил отправлять товар за границу. Но теперь, когда экспорт практически остановлен, наступил и на нашей улице праздник.
Дилеры обещают, что и на следующий год без удобрений и семян не останемся. Но поскольку мы, как и все остальные, давно используем только импортные семена овощных культур, верить на слово не торопимся. В России семеноводческие предприятия на фоне низкого спроса почти не развивались.
Но мало вырастить овощи, нужно еще сохранить выращенное…
Сергей Поликов: Площади для хранения продукции у нас рассчитаны на 13,5 тысячи тонн. В прошлом году запланировали построить картофелехранилище еще на три тысячи тонн. Закупили стройматериалы, оборудование, выбрали площадку, но до сих пор не можем получить разрешение на строительство. Районные чиновники отправили нас по самому длинному и затратному пути согласования санитарно-защитной зоны. Пришлось искать другие варианты. Заказали проект лицензированной фирме, которая рассчитает границу санзоны, исходя из фактического воздействия объекта на окружающую среду. Картофелехранилище - все-таки не угольный склад и не котельная.
А как обстоят дела с государственной поддержкой?
Сергей Поликов: В 2021 году получили 42 миллиона рублей субсидий - на возмещение части затрат на литр реализованного молока, содержание и разведение племенного поголовья и приобретение высокорепродуктивных семян зерновых и картофеля. А льготные кредиты по сей день получить не можем. Завтра посевная, а на приобретение необходимых для нее ресурсов, средств не хватает. Практически все подорожало значительно.
ГСМ за год выросли в цене на 25-30 процентов, запчасти - в среднем на сто, электроэнергия - на 25, семена - на 30, удобрения - на 40 процентов… А мы увеличивать отпускные цены не можем. Для ликвидации разрыва нужна государственная дотация или компенсация производственных затрат любым способом, хотя бы в пределах тридцати процентов. Чтобы сохранить производство. В 2021-м рентабельность у нас составила 17,5 процента при себестоимости продукции в 442 миллиона рублей. Но если в этом году поддержку не получим, то на будущий, учитывая рост затрат, объемы производства удержать не сможем.
Как решаете кадровую проблему?
Сергей Поликов: Для нас она пока не критична, мы вкладываем средства в подготовку механиков, ветеринаров, агрономов в Кемеровском аграрном техникуме. Своих механизаторов и водителей обучаем, с отрывом и без отрыва от производства. В коллективе 377 человек, средний возраст - 38 лет. Годовой фонд заработной платы - 140 миллионов рублей при среднемесячном заработке более 31 тысячи. Обеспечиваем людей жильем. И за счет собственных средств, и по федеральной программе комплексного развития сельских территорий. Построили 27 индивидуальных домов в деревнях Смолино, Смирновка и Береговая. А еще в Береговой выросла целая улица из 26 домов, и мы начали следующую. Три дома из 18 готовы. Но, в отличие от прошлого года, деньги по программе получила только одна семья, и всего 40 тысяч рублей. Даже на фундамент не хватит. Остальную часть суммы обещают в 2023-м.
Двум работникам, претендовавшим на льготную сельскую ипотеку, отказали - из-за отсутствия финансирования. Пришлось им брать кредиты по обычной ставке. Но улицу все равно достроим. И за порядком на территории по-прежнему будем следить. Когда сельские объекты ЖКХ и соцсферы стали передавать в муниципальную собственность, мы все держали до последнего. Водопровод, теплотрасса, котельная, детский сад, школа были на нашей ответственности. И снег на улицах зимой убираем до сих пор, и бытовой мусор в жилой зоне. И за дорогами следим.
СПК "Береговой"
650512, Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский муниципальный округ, д. Береговая, ул. Строительная, 7А. Тел.: (384-2)606-335; 606-468, факс:606-442. spk_bereg@mail.ru
На правах рекламы