В программке написано: "Посвящается основоположникам театра "Мастерская Петра Фоменко" и спектаклю Игоря Петровича Владимирова "Укрощение строптивой" (Театр имени Ленсовета)".
"Укрощение строптивой" - легендарный спектакль, выпущенный в 1970 году. В нем играли Алиса Фрейндлих, Дмитрий Барков, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Анатолий Равикович, Михаил Боярский.
Иван Поповски родился в Македонии, окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская П.Н.Фоменко) в 1993 году. Выпустил немало спектаклей в России и других странах. Лауреат премии "Золотая маска" за спектакль "Сон в летнюю ночь" в театре Фоменко.
"Двенадцатая ночь" - это неправдоподобные происшествия, запутанные ситуации, переодевания девиц в мужчин, недоразумения, интриги, нешуточные переделки. И, конечно, любовные истории, страсти, обиды, ревность. Тут знатные дамы и господа, рыцари, их смекалистые слуги, которые всегда придут на помощь влюбленным. Есть и Шут. Герои поют, танцуют, фехтуют. Режиссер использовал переводы комедии с английского Э. Линецкой, Д. Самойлова, М. Лозинского, А. Кронеберга, П. Вейнберга. Сценическая редакция текста - Иван Поповски и Иван Рябенко.
В спектакле заняты звезды театра Ленсовета: Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Светлана Письмиченко, Александр Сулимов, Олег Леваков, много молодежи. Великолепный сценограф Эмиль Капелюш и художник по костюмам Яна Глушанок.
Сергей Мигицко (Мальволио, дворецкий) рассказал "РГ":
- Когда я учился в институте на курсе Игоря Петровича Владимирова, в театре Ленсовета шел его шикарный спектакль "Укрощение строптивой", явная победа Владимирова и артистов, и театра. Мы, студенты, бегали на каждое представление, знали спектакль наизусть. Мне нравилась роль Бьенделло, которую играл Алексей Васильевич Петренко. Однажды актер задержался на съемках и не успел прилететь к спектаклю, и меня срочно, за один день, ввели на эту роль, и потом я играл ее лет пять. Конечно, в очередь с мастером. Так что сейчас получился мостик из того "Укрощения…" в "Двенадцатую ночь". Они чем-то похожи, по духу. Такой спектакль - праздник. И я люблю такие трагикомические роли.
- Спектакль наш костюмный, почти исторический. На мой взгляд, прекрасные костюмы художника Яны Глушанок можно было бы представить на показе мод.
Я не думал, что буду занят в этом спектакле. Шли читки, пробы, потом репетиции, я не участвовал в них, а буквально в последний момент вдруг мне предложили роль Орсино. Я давно мечтал о такой. Мой герой - романтик и в то же время брутальный мужчина, в нем столько энергии, безумства. Он говорит о себе, что он зверь. Орсино перестал следить за собой из-за своей безумной любви, отрастил бороду, превратился почти в дикаря. Я знал парня, который долго страдал от неразделенной любви, в конце концов, добился взаимности, потом страдал от этих отношений, дальше, выходя из них, снова страдал. Я видел, что он по-другому уже не может жить. Герцог - такой же, умирает от любви к Оливии, культивирует свои страдания, поет песню: "Поспеши, моя смерть, поспеши". Но оказывается способным выскочить из этого состояния, откликнуться на искреннюю любовь Виолы.
Приятно было работать с режиссером Иваном Поповски - очень душевный, творчески щедрый человек. При этом - не мягкий, покладистый, к которому можно сесть на шею. Он - как герцог Орсино, я порой даже играю похожего на него человека. Мы смотрели запись спектакля "Двенадцатая ночь", где он играл еще студентом в Театре Фоменко - правда, не Орсино, а Валентино. Иван сам мог бы сыграть сейчас Орсино. Такой яркий македонец!
- Когда я училась в Щукинском институте, у нас была лаборатория по Шекспиру и меня распределили играть Кормилицу в отрывке из "Ромео и Джульетты". Помню, как сначала расстроилась (почему я не Офелия, не Джульетта, не леди Макбет?!), а потом поняла, что роль Кормилицы просто так не дается, и получила большое удовольствие от работы.
Сейчас очень интересная роль у меня в "Двенадцатой ночи". Безусловно, работа сложная: то я Виола, то Цезарио, то женщина, то мужчина, но она дает актеру возможность расти. У меня это пятая премьера в сезоне, все роли такие разные, есть некоторая усталость, но благодаря заразительной энергетике Ивана Поповски и его замыслу, живешь только мыслью о нашей работе, даже по дороге домой или перед сном бесконечно проговариваешь и пропускаешь через себя текст Шекспира, в страхе хоть на миг остановить этот внутренний процесс.
Это театр, который ведет к свету. Всё так переплетено, от безысходности ситуации до безумной эйфории от чувства любви. Эта работа отразилась на моем восприятии жизни в целом. Я счастлива жить и испытывать всю палитру чувств. После темной ночи всегда взойдет солнце.
К премьере комедии "Двенадцатая ночь" в интерьерах театра открылась выставка "Пространство Шекспира".
В экспозиции представлены эскизы сценографии, костюмов и театральных афиш, несколько костюмов из спектаклей, созданных по произведениям Уильяма Шекспира, - работы театральных художников разных поколений, начиная от Николая Акимова.