При этом у фильма есть достоинства и недостатки. Начнем с первых. Есть атмосфера, образы и режиссерский почерк. Это главное. И хороший каст. Нико Тавадзе, играющий главного героя по имени Исса Давыдов, не затасканное в нашем кинематографе лицо. Он - в роли следователя, который как раз в тот момент, когда получил повышение по службе, должен сделать выбор. Либо - должность, либо закрытие гештальта и возможность восстановить справедливость - выясняется, что когда-то он осудил невиновного. Исса выбирает второе и снова едет на место преступления. Насколько это дело для него глубоко личное - зритель поймет позже.
В тандеме с Тавадзе играет Евгений Ткачук. Он - коллега, из местных, помогающий расследовать дело о серийном убийце. Как всегда вкладывается в роль так, что кажется, это - предел его возможностей. Виктория Толстоганова легко, как мотылек, переносится из эпохи в эпоху, и везде она своя. В "Казни" ей принадлежит роль жены Иссы Давыдова.
Появление в кадре Юлии Снигирь навевает воспоминание о сериале "Хороший человек". При этом актриса - разная в обоих проектах. Тут - мудрая любовница, женщина, произносящая роковые слова. Например, об их связи с Иссой: "Тебе будет стыдно, мне пусто". Оставим в стороне рассуждения о том, что лучше бы Снигирь побольше задействовать не только в сериалах про маньяков, и отметим, что диалоги в "Казни" порой очень радует. Словно рэперы, клипы которых снимал ранее Кватания, вдохновили создателей на точные, яркие и честные слова. Но вернемся к касту. Подозреваемого играет Даниил Спиваковский, которого режиссер, заставил "жать на все педали". Актер невероятно переигрывает и пугает этим зрителя больше, чем следует по роли. Иногда, наблюдая за его игрой, можно вспомнить персонажа Сергея Юрского в фильме "Место встречи изменить нельзя", которого невинно осудили.
В "Казни" есть несколько "королей эпизода". И главная в этом ряду - Ольга Лапшина, которая мощно играет мать одной из жертв. В характерной роли Аглая Тарасова - сестра любовницы, но не только. Рассказывать про изгибы линии ее героини - жестоко спойлерить. Промолчим. Иван Мулин, Агриппина Стеклова, Илья Найшуллер, Валентин Смирнитский, Игорь Савочкин - замечательный актер, которого недавно не стало ... Зрители найдут много знакомых лиц в довольно неожиданном воплощении. У фильма хорош музыкальный ряд - иначе и быть не могло.
Что до недостатков, фильм длинноват, и зритель при просмотре рискует потерять нить повествования и запутаться в эпохах. Вряд ли режиссер хотел так сделать специально. К сожалению, не смогли создатели избежать явных штампов. Конечно, их не так много, как в "Чикатило", но они есть, как и сцены, которые кажется слишком постановочными. Однако дебютанту простительно то, что непозволительно состоявшемуся режиссеру.
В фильме есть отголоски работ Финчера. Сцена свидания Иссы в тюрьме с преступником по кличке Шахматист - словно цитата, связанная с Джокером. Есть и другие пересечения с хитами голливудских мастеров, но все вместе они формируют тот фундамент, на котором может подняться новый режиссер, который способен в своих фильмах делать "перекличку" с узнаваемыми картинами, вошедшими в ряды киноклассики.
От фильма "Казнь" иногда устаешь, а хотелось бы, чтобы "на одном дыхании", и потенциал для этого у него есть. Зато несколько точных фраз из картины запоминаются надолго, и их можно "утащить" на крылатые фразы. Например: "Системе убийца не нужен, им виновного подавай", "Я по дружбе не работаю", "В нашей стране правосудие - вопрос технический". "Преступники отражают новые реалии, в которых мы живем" и так далее. С современностью "Казнь" роднит то, что фильм, действие которого происходит в прошлом, разбит на главы, характеризующие стадии психического состояния человека. "Отрицание", "Гнев", "Депрессия" и так далее. Ну и, конечно, исследование природы человека, стоящего на страже закона. В этом плане, несмотря на разные времена, мало что изменилось. Но главное - будут ли наказаны виновные и как именно...
Кстати, фильм "Казнь" к моменту выхода в прокат отмечен наградами на международных фестивалях - "РГ" писала об этом. Призов у него могло быть бы и побольше, если бы обстоятельства времени не ограничили доступ к фестивалям.