Страшен в ярости, несокрушим в бунте и неотразим в нежности: 85 лет Джеку Николсону

Джеку Николсону 85. К сожалению, ритуальные пожелания долгих лет плодотворной творческой жизни, судя по всему, безнадежно опоздали: актер давно не появляется на публике, а с некоторых пор, как сообщает пресса, он не в состоянии покидать свой дом - у него потеря памяти и болезнь Альцгеймера. Его агенты энергично протестуют, заявляют, что ему просто нравится не работать, что он увлекся рисованием, да и сам Николсон еще несколько лет назад утверждал, что рассматривает несколько новых проектов. Но факт есть факт: последний раз великий актер появился на экранах в 2010 году в небольшой роли фильма с очень грустно в этих обстоятельствах звучащим названием "Я все еще здесь".
kinopoisk.ru

Но вернемся к тому Николсону, какого мы знаем. В истории кино мало актеров такой невероятной мощи. И не только потому, что Николсон - гениальный лицедей, способный вдохнуть жизнь даже в самую деревянную роль. Здесь работает излучение масштабной личности - таинственные волны, исходящие от внутренне очень сильного, волевого человека, обаяние мощного интеллекта. В уголках его глаз всегда отблеск иронии, в манере говорить всегда ощущается бездна подтекстов, вторых, третьих смыслов. Он страшен в ярости, несокрушим в бунте и неотразим в нежности. В него влюбляются миллионы зрителей обоих полов, интуитивно ощущая в этом человеке нечто настоящее, прочное, укорененное во всей предшествующей нам истории. При этом его персонажи никогда не были просто теплыми и "уютными" - в них всегда таилась некая опасность. То есть перед нами редчайший тип актера-личности, в американском кино с ним вровень могут стать разве что титаны уровня Спенсера Трейси или Марлона Брандо.

Он одинаково силен в любых жанрах, являясь в облике комических персонажей, записных злодеев, в мистике, в трагедии, в образах социальных героев и антигероев. Он играл и романтику, и фантастику, и криминал, и был особенно хорош в ролях вечных аутсайдеров, яростных лузеров, бунтарей против режима. В его коллекции призов три "Оскара", но перечислять великое множество его наград бессмысленно - это займет все пространство статьи.

Его дебют в кино состоялся в 1958 году в главной роли малобюджетного подросткового фильма "Плакса-убийца". Потом довольно долго его опекал знаменитый мастер ужастиков Роджер Корман, занимая него в колоритных ролях своих картин ("Магазинчик ужасов", "Террор", "Ворон"). Пробовал себя в качестве драматурга, написав, в частности, сценарий к фильму Кормана The trip. Но слава к нему пришла после выхода легендарного "Беспечного ездока", где он появился в роли сильно пьющего адвоката Хэнсона - роль, за которую Николсон получил свою первую номинацию на "Оскар". Эта картина оказалась эффективным трамплином для актерской карьеры Николсона - там, например, его увидел Стэнли Кубрик и пригласил его на роль Наполеона в, увы, несостоявшемся фильме. Он стал нарасхват, само его имя стало брендом, приносящим удачу, его называли новым Джеймсом Кегни, Марлоном Брандо, Джеймсом Дином…

"Беспечный ездок". Фото: kinopoisk.ru
"Беспечный ездок". Фото: kinopoisk.ru

В течение своей полувековой карьеры он снялся более чем в семи десятках фильмов. Выделю три, на мой взгляд, определяющие его актерский диапазон и обязательные к просмотру: фильм ужасов "Сияние" Стенли Кубрика, социальную драму "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана и комедию-гиньоль "Иствикские ведьмы" Джорджа Миллера. Все три фильма дорого дались актеру: они требовали серьезнейших психологических перегрузок. Готовясь к роли Макмерфи в "Гнезде кукушки", например, он дни проводил в психиатрической клинике, чтобы ухватить тип сознания и приметы поведения душевнобольных. Даже фантазийный Джокер в "Бэтмене", судя по всему, не прошел даром, и когда, переняв эстафету, в этой роли выступил Хит Леджер, Николсон позднее откомментировал его смерть загадочной фразой: "Я его предупреждал".

"Сияние". Фото: kinopoisk.ru
"Иствикские ведьмы" Фото: kinopoisk.ru
"Пролетая над гнездом кукушки". Фото: kinopoisk.ru

В эти дни юбилея большого актера стоит устроить себе ретроспективу его лучших работ разных лет, включив в нее также "Бэтмена", "Беспечного ездока", "Китайский квартал", "О Шмидте", "Почтальон всегда стучит дважды".

А мы предлагаем вам познакомиться с еще одной стороной дарования Джека Николсона - послушать, как он поет в фильме 2003 года "Любовь по правилам и без", в рок-опере "Томми" 1975 года и в лирическом фильме 1970 года "В ясный день увидишь вечность".