Но вернемся к тому Николсону, какого мы знаем. В истории кино мало актеров такой невероятной мощи. И не только потому, что Николсон - гениальный лицедей, способный вдохнуть жизнь даже в самую деревянную роль. Здесь работает излучение масштабной личности - таинственные волны, исходящие от внутренне очень сильного, волевого человека, обаяние мощного интеллекта. В уголках его глаз всегда отблеск иронии, в манере говорить всегда ощущается бездна подтекстов, вторых, третьих смыслов. Он страшен в ярости, несокрушим в бунте и неотразим в нежности. В него влюбляются миллионы зрителей обоих полов, интуитивно ощущая в этом человеке нечто настоящее, прочное, укорененное во всей предшествующей нам истории. При этом его персонажи никогда не были просто теплыми и "уютными" - в них всегда таилась некая опасность. То есть перед нами редчайший тип актера-личности, в американском кино с ним вровень могут стать разве что титаны уровня Спенсера Трейси или Марлона Брандо.
Он одинаково силен в любых жанрах, являясь в облике комических персонажей, записных злодеев, в мистике, в трагедии, в образах социальных героев и антигероев. Он играл и романтику, и фантастику, и криминал, и был особенно хорош в ролях вечных аутсайдеров, яростных лузеров, бунтарей против режима. В его коллекции призов три "Оскара", но перечислять великое множество его наград бессмысленно - это займет все пространство статьи.
Его дебют в кино состоялся в 1958 году в главной роли малобюджетного подросткового фильма "Плакса-убийца". Потом довольно долго его опекал знаменитый мастер ужастиков Роджер Корман, занимая него в колоритных ролях своих картин ("Магазинчик ужасов", "Террор", "Ворон"). Пробовал себя в качестве драматурга, написав, в частности, сценарий к фильму Кормана The trip. Но слава к нему пришла после выхода легендарного "Беспечного ездока", где он появился в роли сильно пьющего адвоката Хэнсона - роль, за которую Николсон получил свою первую номинацию на "Оскар". Эта картина оказалась эффективным трамплином для актерской карьеры Николсона - там, например, его увидел Стэнли Кубрик и пригласил его на роль Наполеона в, увы, несостоявшемся фильме. Он стал нарасхват, само его имя стало брендом, приносящим удачу, его называли новым Джеймсом Кегни, Марлоном Брандо, Джеймсом Дином…
В течение своей полувековой карьеры он снялся более чем в семи десятках фильмов. Выделю три, на мой взгляд, определяющие его актерский диапазон и обязательные к просмотру: фильм ужасов "Сияние" Стенли Кубрика, социальную драму "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана и комедию-гиньоль "Иствикские ведьмы" Джорджа Миллера. Все три фильма дорого дались актеру: они требовали серьезнейших психологических перегрузок. Готовясь к роли Макмерфи в "Гнезде кукушки", например, он дни проводил в психиатрической клинике, чтобы ухватить тип сознания и приметы поведения душевнобольных. Даже фантазийный Джокер в "Бэтмене", судя по всему, не прошел даром, и когда, переняв эстафету, в этой роли выступил Хит Леджер, Николсон позднее откомментировал его смерть загадочной фразой: "Я его предупреждал".
В эти дни юбилея большого актера стоит устроить себе ретроспективу его лучших работ разных лет, включив в нее также "Бэтмена", "Беспечного ездока", "Китайский квартал", "О Шмидте", "Почтальон всегда стучит дважды".
А мы предлагаем вам познакомиться с еще одной стороной дарования Джека Николсона - послушать, как он поет в фильме 2003 года "Любовь по правилам и без", в рок-опере "Томми" 1975 года и в лирическом фильме 1970 года "В ясный день увидишь вечность".