В сопровождении бойцов военной комендатуры пробираемся по улицам города к проходной "Азовстали". Именно пробираемся - другого слова не подобрать - дороги усеяны битым стеклом, кирпичами, скошенными от артиллерийского огня деревьями и осколками. От такого набора колеса легковой машины можно легко пробить. Кроме того, автомобиль - это более заметная цель для снайперов или минометчиков.
- Вот видите террикон и высотку? Там сидят наблюдатели "Азова" (запрещен в России). Поэтому в бинокли не смотреть, очки снять, на объективы фотоаппарата установить бленду (специальный козырек. - Н.Г.). Солнечные блики могут привлечь внимание снайперов, а вооружение у них натовское, могут вести огонь на очень большие расстояния, - говорит боец с позывным Рекс.
Недавно на захваченной в городе базе украинских националистов трофеями российской армии стало очень много иностранного оружия и снаряжения: польские бронежилеты, приборы наблюдения, квадракоптеры, каски и еще много чего, что сразу нашло применение у бойцов Народной милиции ДНР.
- Вот специальная накладка под цевье автомата Калашникова - очень удобная вещь. Лучше даже рукоятки и позволяет вести более прицельный огонь. Глушитель нового образца не только гасит шум от выстрела, но и скрывает пламя, а значит, не демаскирует, - объясняет сопровождающий.
Сюрреалистичная картина. Мрачный и пустой серый город из сожженных зданий, на фоне которых ярким зеленым цветом выделяются распускающаяся листва и набухающие почки деревьев.
Обращаю внимание на разрушения и снова получаю комментарий. Оказывается, националистические формирования Украины ломали в жилых домах стены для свободного перемещения по квартирам и укрепления в них своих огневых точек. Выгнав людей в подвалы, они не выпускали их и не давали еды. Мирные жители были вынуждены сливать воду из батарей отопления и пить ее. Такая вот изуверская тактика украинских вояк.
- А теперь идем след в след. Справа и слева территория заминирована, - предупреждает старший сержант Дмитрий Бухарев. - Верховный главнокомандующий поставил задачу - блокировать территорию завода "Азовсталь". Периметр надежно охраняется - применяются инженерные средства защиты и сигнализации, также отработано огневое взаимодействие пехоты, артиллерии и авиации. Ведется постоянное наблюдение и разведка прилегающей территории. При получении информации о готовящемся прорыве по выявленным целям наносится артиллерийско-минометный удар. В случае необходимости используется армейская авиация. Далее по противнику работают специальные группы. Все отработано четко. И муха не пролетит...
Понимание о степени надежности охраны периметра приходит после прихода на один из опорных постов бойцов ДНР. Место, где нам объясняли схему обороны, оказывается, прекрасно просматривается на 1000 метров. Улыбаясь, солдаты пояснили: они были заранее предупреждены о нашем появлении и потому не препятствовали, а только вели негласное сопровождение и наблюдали. Также по всему периметру оборудованы позиции для снайперов и противотанковых ракетных комплексов.
Патрулируют город также бойцы Росгвардии. Увидев корреспондентов, подходят поздороваться и просят разрешения сфотографироваться с нами. Как правило, бывает наоборот.
"Прессе таким способом респект. Вы много делаете, чтобы мир знал правду. Пусть все знают - мы вежливые люди. Привет Гудермесу", - улыбаясь, говорит солдат.
Здесь надо сделать еще одно уточнение. Внешний вид бойцов выше всяких похвал - форма и снаряжение подогнаны, целые. Рванины нет. Бойцы умыты и выбриты. На фоне завшивевших, небритых и чумазых попавших в плен солдат ВСУ донецкий спецназ выглядит браво. Для понимания - если солдат опрятен и аккуратен, то, значит, он сыт и одет, налажена нормальная деятельность тыловых служб, а боевой дух на высоте. Если небрит и неопрятен, то есть ему нечего, а снабжения нет.
Гуманитарный коридор оказывается бывшей аллеей. Для его обозначения через каждые 15-20 метров установлены красные флаги или растяжки. В советские годы подобным образом украшали улицы перед демонстрациями, а в Мариуполе это путь к мирной жизни.
- Сегодня пока еще мирных жителей не было, а до этого вышли 34 человека. Среди них семеро детей. Люди очень истощены и измучены. Мы доставили их к месту сбора беженцев. Там окажут помощь, - сказал все тот же боец комендатуры с позывным Рекс.
Кроме того, вдоль периметра курсируют военные автомобили, которые собирают и вывозят в безопасное место выбравшихся из развалин людей. На наших глазах бойцы комендатуры помогают одиноко бредущей пожилой женщине. Узнать, кто она и откуда, не получается. Машина увозит ее в сторону пункта сбора - можно не сомневаться, у нее теперь все будет хорошо.
Воспользоваться гуманитарным коридором могут бойцы ВСУ.
- С помощью листовок до них доведены четкие правила. Автомат перекинут на спину - через плечи. Магазин с патронами должен быть отстегнут. Никакого другого снаряжения тоже не должно быть. При себе им лучше иметь документы и листовку-пропуск. Руки должны быть на виду, - объясняет боец комендатуры. - Только сдаться в плен солдатам ВСУ мешают нацисты из "Азова" (запрещен в России) и иностранные наемники, многие из которых просто накачаны наркотой - находим на их позициях всякую дрянь. Тем хуже для них - пусть сидят в своих подземных катакомбах-тюрьмах, как крысы, и грызут друг друга. Сдаться или сгинуть - другого пути у них нет....
- Солдатики работу сделали, и мир возвращается, - говорит нам пасущий своих козочек 82-летний Петр Будур. - Теперь вот все придется восстанавливать. Ну, ничего справимся.