Росавиация разослала в авиакомпании "превентивные" уведомления о возможности сбоев в работе GPS. Речь о каких-либо рисках отключения или искажения сигналов GPS на территории России не идет, подчеркнули в ведомстве. Не поступала также никакая информация о наличии сбоев или отказов наземного и бортового оборудования самолетов, использующего GPS. Поводом же для уведомлений перевозчиков послужила информация, полученная от Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Там сообщили российской стороне о возможности возникновения сбоев сигналов GPS. Но даже если отключение или нарушение работы GPS на территории России все же произойдет, на безопасность полетов это не повлияет.
Система GPS не является единственным источником информации о местоположении воздушного судна. То есть без навигации самолеты в любом случае не останутся. В 115 аэропортах России установлены станции, которые непрерывно мониторят состояние сигналов ГЛОНАСС и GPS. Все автоматизированные системы управления воздушным движением и наземные средства радиотехнического обеспечения полетов синхронизируются по сигналам отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Пассажиры, похоже, с позицией Росавиации согласны. Как заявил "РГ" представитель агрегатора Aviasales, никакого снижения числа запросов или бронирований авиабилетов на фоне сообщений о возможных сбоях GPS не произошло. Отмены броней авиабилетов тоже нет, отметили и в OneTowTrip.
Летать без GPS, конечно, можно, говорит руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. Все самолеты обязательно оснащаются инерциальными системами навигации, которые получили хорошее развитие еще в СССР, поясняет эксперт. Такие системы не используют спутниковое наведение, то есть являются автономными. Но системы спутниковой навигации, такие как GPS, лишь добавляют комфорт в управление воздушным судном. Даже если GPS отключат, в России есть своя система спутниковой навигации ГЛОНАСС, основы которой закладывались в тот же период, что и GPS, заметил эксперт.