25.04.2022 13:05
    Рубрика:

    В Петербурге снимают мистический сериал "Достоевский"

    Кинокомпания Epic Media снимает в Петербурге четырехсерийный фильм "Достоевский". Режиссер Ольга Кандидатова рассказала "РГ", как известных литературных героев перенесли в наши дни, почему она снимает исключительно петербургских артистов и какого жанра ей не хватает в кино как зрителю.

    О чем история? Аспирант философского факультета Матвей подозревается в убийстве хозяйки его съемной квартиры, но следователь Петров уверен, что это дело сложнее, чем кажется, так как понимает, что за признанием Матвея стоят мистические силы, в существование которых, кажется, невозможно поверить.

    Это не экранизация "Преступления и наказания", но есть персонажи, созданные на основе образа великого писателя и героев его романа. Федор (артист Виталий Коваленко) - роль написана на основе личности Достоевского, Матвей (артист Федор Федотов) - на основе литературного героя Раскольникова, Литовченко (артист Андрей Феськов) - Свидригайлова, Петров (артист Андрей Некрасов) - Порфирия Петровича. Актрисы БДТ им. Товстоногова народные артистки России Елена Попова и Марина Игнатова воплотили прототипы старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.

    Название фильма - "Достоевский". Сразу представляешь - это будет биография Федора Михайловича.

    Ольга Кандидатова: Не биография и не экранизация. Это, скорее, фильм-размышление, обрамленный в детективный жанр, фильм-взгляд на современного человека, через призму романов Федора Михайловича. Прошлое неизбежно формирует настоящее. Так и в моем фильме первоисточник (роман "Преступление и наказание"), с его глубиной и атмосферой, накладывает отпечаток на способ и манеру съемок, на выбор актеров, на выбор мест съемок. В героях фильма проглядывают черты персонажей романа, и все же они самостоятельны и только на первый взгляд кажутся знакомыми. Как и в романе Достоевского, в фильме есть место маленькому человеку, которого не приняло общество и который не смог ему противостоять, решил выгрызть у этого мира место для себя, перепутав реальность с вымыслом, добро - со злом. Так, в главном герое угадывается Раскольников, который совершив преступление, рассчитывал на облегчение, а вместо этого оказался отвергнутым обществом и не смог вынести этого.

    Каков современный человек, что движет им, что волнует - вот те вечные вопросы, на которые мы попытались найти ответы в фильме. Действие происходит в наши дни, но некоторая двойственность и неоднозначность событийного ряда в повествовании хорошо поддержаны в кадре мрачным Петербургом, как будто не изменившимся за сто лет, так что эпохи перемешиваются между собой, накладываются друг на друга. Для меня в соединении двух эпох кроется сакральный смысл повествования.

    Где снимали?

    Ольга Кандидатова: Одним из наших героев стал Петербург. Но не такой, каким его описывал Федор Михайлович. Мы не привязывались к местам, где жили Раскольников, старуха-процентщица. Просто нужен был город - серый, мрачный, с арками, дворами-колодцами. Не парадный. Нашли, к примеру, Дом культуры глухонемых на Галерной, это бывший дворец князя Михаила Романова. Там все обветшало. Стоит стол - обычный канцелярский, из советских времен, и сразу все сложилось: это наш РОВД, место работы следователя Петрова.

    Снимали в центре, старом городе, где меньше транспорта. Английская набережная, мосты, около Мариинки. Почти театральная постановка получилась - по широте кадров, по концепции, симметричности кадра.

    И снова у вас заняты в основном петербургские актеры.

    Ольга Кандидатова: А почему нет? Я сама петербурженка. Петербургскую школу считаю лучшей. Иногда на роли приглашают супермедийных артистов (на них точно пойдут, будет успех - и мы соберем кассу, кино-то у нас сейчас продюсерское), а ничего общего с персонажем у них нет. У нас снимаются очень хорошие актеры, работающие в театрах: БДТ, "На Васильевском", Молодежном на Фонтанке, ТЮЗе, "На Литейном", "Мастерской" Григория Козлова.

    Необычный формат выбрали вы для своих детективных фильмов, не стандартный: пять серий, каждая длится всего 20 минут. По откликам зрителей - очень хорошо, коротко, динамично. Здесь как будет?

    Ольга Кандидатова: Четыре серии по 25 минут каждая. В основном, сценарии созданы для полного метра, но их выпускают как маленькие сериалы, возможно, это маркетинговый ход: мы живем в век, когда все - очень быстро, коротко. Едим на ходу, фастфуд, из пластиковой посуды, которую не надо мыть, а можно сразу выбросить. Отсюда - клиповый формат, мини-сериалы.

    Когда увидим ваше кино?

    Ольга Кандидатова: Планируем закончить работу в конце года. Сейчас идет монтаж.

    Детектив - ваш любимый жанр? "Бездна", "Инсайт", "Эксклюзив"…

    Ольга Кандидатова: Ну что вы! Я люблю снимать комедии, но почему-то их так редко заказывают! Я снимала много детективов - "ментовских", "Тайны следствия". А как зрителю мне не хватает хороших новых сказок, я мечтаю снять такую, со множеством смыслов, чтобы ее мог посмотреть и подросток, и взрослый зритель.

    Прямая речь

    Андрей Феськов:

    - В сериале "Достоевский" я сыграл профессора Литовченко, которого обвиняют в растрате государственного гранта и подозревают в неуставных отношениях со студентками кафедры. Некоторое сходство со Свидригайловым у моего персонажа присутствует, но без перверсий и маниакальности, присущей герою романа Достоевского. Мой Аркадий Иваныч - это, скорее, симбиоз Свидригайлова из "Преступления и наказания" и Юрия Деточкина из "Берегись автомобиля". Литовченко все-таки на стороне добра, но он не кристально чист и не очень привлекателен в своих проявлениях.

    Андрей Некрасов:

    - История эта - своеобразная, даже мистическая. Наша задача была придать событиям, происходящим в наше время, атмосферу времен Достоевского. Сюжет же только косвенно напоминает роман "Преступление и наказание". Но поклонникам произведения будет приятно угадывать в наших героях архетипы, созданные Достоевским.

    Мой герой Петров - хороший следователь, в нем есть стержень, его упертость и непрерывная настойчивость раскручивают эту запутанную историю. По службе, в прямом смысле, он звезд не хватал, да и личная жизнь не сложилась. Служба в органах наносит свой отпечаток.

    Виталий Коваленко:

    - Я несколько раз соприкасался с творчеством Достоевского в театре, в кино - нет.

    Играл Порфирия Петровича в Александринском театре, очень любил эту роль. Играл "Записки сумасшедшего" - моноспектакль, компиляция Гоголя и Достоевского. Также были "Бедные люди". Достоевский могуч, велик и дна у него нет во всех смыслах. Если мне позволено в каких-то обстоятельствах соприкоснуться с этой глыбой, это не вопрос исследования, это чуть-чуть, знаете, будто руку запустить в большой-большой океан.

    Екатерина Попечителева, автор сценария:

    - Мне кажется, Достоевский будет актуален всегда, потому что семантическое ядро и произведений, и отдельных героев, всегда о вечном и современном - о борьбе света и тьмы. Внутри нас, в окружающих реалиях. А еще всегда про личный выбор человека: принять ли правду какой-то конкретной стороны или занять позицию наблюдателя, потому что у Достоевского и такой, казалось бы, нейтральный, вариант оказывается не менее драматичным и сюжетообразующим для истории.

    Новый сериал не станет экранизацией, это современная версия, созданная по мотивам романа "Преступление и наказание". В репликах героев нет конкретных маркеров времени, таких, как "коронавирус", и имен ключевых политических фигур. Будет атмосфера истории, да и, вероятно, выбор именно Достоевского с его скребущим ощущением отчаяния, бесконечной внутренней борьбы и выживания, несмотря на предложенные обстоятельства. Это все про жизненное пространство и время, в которое мы живем. Возможно, я сильно упрощаю конструкцию и великий замысел гениального автора, только в моих историях мне всегда хочется дать возможность героям, а, значит, зрителю, увидеть даже в самом темном периоде жизни впереди свет, как решение наших проблем, а еще широту горизонтов, потому что наш мир - большой и очень разный. Для меня лично в этот конкретный исторический момент это очень важно.

    К слову

    "Достоевский" станет сериалом современного формата - веб-детектив, предназначенный для показа онлайн на официальном YouTube-канале кинокомпании Epic Media и на других платформах. Команда ранее создала детективные сериалы, собравшие миллионы просмотров: "Эксклюзив" (2021), "Инсайт" (2021), "Бездна" (2022).