"Из обвинительного заключения следует, что в январе 2022 года во двор Ш. забежала соседская собака породы хаски и напала на ее козу, - рассказывают в объединенной пресс-службе судов Волгоградской области. - Спасая козу, Ш. ударила собаку ребром металлической лопаты по голове. От полученных ударов собака заскулила и упала на снег. После чего Ш. накинула на шею хаски металлическую проволоку в виде удавки и снова нанесла удары в область головы, от которых наступила смерть животного".
Следствие квалифицировало действия пенсионерки по двум статьям УК. Первая: 245 "Жестокое обращение с животными". Вторая: 167 "Умышленное уничтожение или повреждение имущества". Все дело в том, что с юридической точки зрения собаки, как и любые другие братья наши меньшие, всего лишь имущество. Да, звучит несколько бессердечно, но других формулировок юристы пока не придумали.
Как бы то ни было, дело пенсионерки поступило в Урюпинский городской суд, который вскоре приступит к его рассмотрению.
Эксперты отмечают, что, хотя случай не попадает под статью УК "Превышение пределов необходимой обороны", ситуация очень похожа. Вопрос, насколько правомерно применять силу в тех или иных условиях для защиты себя и своих близких, стоит чрезвычайно остро. Теоретически закон разрешает защищать свою жизнь всеми способами. Однако на практике нередко на скамью подсудимых попадают люди, давшие отпор откровенным бандитам и негодяям. И такие истории всегда вызывают резонанс.
Хаски, напавшая на козу, по сути выступила в роли того же самого бандита. Только четвероного. И нет сомнений, что коза является для пенсионерки очень близким существом. Неужели, теперь нас будут судить и за нарушение правил самообороны от разъяренных зверей (нелюдей в самом прямом смысле слова)?
Скорее всего, да, если выйдем за разумные пределы. Эксперты обращают внимание на схожесть подходов, которые проявили правоохранители в данном случае, и которые приняты в делах о самообороне. Можно отражать нападение, но нельзя продолжать добивать нападавшего, когда тот прекратил агрессию.
Например, недавно Верховный суд России разъяснил, что нельзя стрелять в спину убегающему человеку, пусть и приехавшему бить хозяина. Раз агрессор испугался ружья и побежал, хозяину надо было остановиться.
Так же и в данном деле: после того, как собака-агрессор заскулила, она юридически перестала быть агрессором. Душить и добивать лежавшую собаку, с точки зрения следствия, было уже преступлением. Защита закончилась, началась жестокость.
Впрочем, окончательно юридические точки над "и" должен расставить суд.