Банкам требуются программы по защите от хищений средств физлиц

О том, что клиенты, активно пользующиеся онлайн-банкингом, станут главной целью кибермошенников, компании, занимающиеся вопросами кибербезопасности, предупреждали давно.
iStock

По оценке Positive Technologies, для взлома будут использоваться не только технические средства, но и приемы так называемой социальной инженерии, когда потерпевший сам информирует мошенников о том, каким образом можно осуществить доступ к его аккаунту.

Одна из мер противодействия мошенникам - усиление антифрод-систем. Это программы, которые подвергают оценке банковские операции, используя ряд критериев. Подозрительные транзакции блокируются. Простейшим примером такого рода алгоритма является ввод кода из СМС при онлайн-оплате с карты той или иной покупки.

Следит за ситуацией и ЦБ. В середине апреля регулятор направил письмо с рекомендациями. При выявлении нетипичных операций по картам и счетам лиц, информация о которых содержится в базе данных Банка России, банкам предлагается временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом. Это усложнит злоумышленникам вывод денег и повысит вероятность возврата их законному владельцу.

При этом Банк России рекомендует уведомить клиента о приостановке, указав причину. Возобновить действие электронных средств платежа возможно после личного обращения клиента в банк", - указал регулятор.

Одна из мер противодействия мошенникам - усиление антифрод-систем. Это программы, оценивающие банковские операции по ряду критериев

Только во втором квартале 2021 года в основном в результате фишинга (взлом с целью получения идентификационных данных пользователей. - Прим. ред.) с банковских счетов россиян было украдено более 3 миллиардов рублей, при этом банки вернули только 7,4 процента украденных средств. И что важно - половину из этих 3 миллиардов клиенты банков перевели мошенникам сами.

Вместе с тем далеко не во всех страховых компаниях отмечают рост интереса к этому виду страхования. Так, Дарья Борзунова из "РСХБ-Страхование" в комментарии для "РГ" отметила, что "продажи подобного рода услуг как шли в определенных объемах, так и идут сейчас, особого роста спроса не заметно". Но, по оценке эксперта, данный вид страхования действительно "является одним из востребованных продуктов".

Страхование от хищений средств клиентов с банковских карт становится все более востребованным. Но спрос на это у страхователей пока сдержанный

Стоит отметить, что вернуть деньги, украденные с карты мошенническим путем, можно и без оплаты страховки от такого случая. Как прописано в законе "О национальной платежной системе", кредитная организация обязана "возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента". Однако, конечно, при соблюдении ряда условий - во-первых, держатель карты не должен нарушать правила ее использования, которые установлены в договоре. Второе условие касается случая мошенничества - сообщить о нем в банк нужно оперативно, максимум на следующий день после того, как банк уведомил о списании средств.

Тенденция

Мошенники притормозили

С конца февраля 2022 года банки и телекоммуникационные компании одновременно отмечают резкое снижение числа мошеннических звонков, совершаемых с целью хищения средств с карт клиентов. Примерно наполовину, сообщают сотовые операторы, уменьшилось и количество звонков, использующих подмену номера.

Чаще всего мошенники для кражи средств с пластиковой карты используют методы социальной инженерии. "Разговор по душам" ведется для списания денег через мобильное приложение или интернет-банк. В этих каналах можно за один раз снять или перевести наиболее крупную сумму денег. Реже всего методы социнженерии применяют при использовании платежных карт без согласия клиента - таких случаев, по данным социологических опросов, зафиксировано 22,4 процента.