Продукции предприятия, которое возглавляет Ольга Ткаченко, отдают предпочтение многие белгородцы. И когда цены на молоко, сметану, творог, кефир, а главное - сливочное масло поползли вверх, многие, конечно, огорчились. Сама глава предприятия отмечает, что, несмотря на рост стоимости продуктов в рознице, производитель к этому "не имеет отношения". Однако тут же заметила: но это пока.
- За первые два месяца нынешнего года себестоимость молока-сырья выросла на 12 процентов, - констатирует она.
Расхожее мнение, что сырье для производства того же пакетированного молока, кефира, сметаны разной жирности, творога, масла и популярных ныне творожных батончиков, готовых завтраков, йогуртов и прочего не может расти в цене по той причине, что используются отечественные корма, Ольга Ткаченко если не опровергла совсем, то поставила под сомнение. Она рассказала о том, что знает каждый фермер. Помимо выращенных на белгородской земле кормов, коровам для отменного здоровья необходимы витамины, кормовые добавки, вакцины и лекарственные препараты. В настоящее время отрасль молочного животноводства зависит от них больше остальных. И если скептики спросят, в чем сложность перевода белгородских коров на российские аналоги, то фермеры ответят: в реакции живого организма на эти перемены. Даже если отечественная фармация предлагает на рынке похожую продукцию, процесс перехода на нее молочного стада далеко не быстрый и сопровождается определенными рисками. Конечно, производители вынуждены перестраиваться, однако пока на себестоимость молока-сырья все это влияет не самым позитивным образом.
Второй момент - импортное оборудование. Сейчас, по словам Ольги Ткаченко, все в наличии, однако придет время, и агрохолдингам понадобятся те же насосы. Расходные материалы, запасные части для производственных линий и посевной и уборочной техники - все это тоже закладывается в себестоимость молока. Получается, что растет уже эта базовая часть. А ведь даже молоко самой низкой жирности нужно упаковать, развезти по торговым сетям и поставить на полку. И проблема на этапе упаковки не исчезает - наоборот.
Ольга Ткаченко приводит в качестве примера собственный опыт: компания сотрудничает с отечественными производителями упаковочных емкостей, но те-то работают на зарубежном сырье.
- Самая дешевая упаковка - пленка, - отмечает она. - Но наши партнеры для ее производства использовали импортное сырье.
Сейчас они вынуждены искать других поставщиков.
- И они это делают. Да только к качеству новой упаковки у всех нас есть вопросы, а цена - она не стала меньше по сравнению с импортными аналогами.
Вместе с производителями упаковки под новые реалии рынка подстраиваются и молочники. Этот процесс его участники называют умеренно позитивным, да только множества требующих решения вопросов этого все не отменяет.
Таким образом, рост себестоимости условной бутылки молока на самых важных этапах ее создания совсем скоро подтолкнет производителя к увеличению закупочных цен. Как на это отреагирует ретейл, остается только догадываться. Замглавы Белгородской области Юлия Щедрина напоминает, что наценка на социально значимые молоко, кефир, сметану и творог не может превышать установленных 20 процентов. Однако и такой рост для многих белгородцев более чем существенный. Кроме того, остается еще масса продуктов, к примеру питьевой йогурт, который люди привыкли покупать вместо, скажем, кефира. Изучающие потребительский спрос эксперты уже прогнозируют снижение востребованности таких продуктов.
На вопрос, что же делать, общего ответа от чиновников, производителей сырья, молочных продуктов и упаковки в настоящее время нет. Ученые, в свою очередь, видят решение проблемы во временном отказе от привычного потребительского комфорта.
- За последние 20-30 лет все мы привыкли к определенному уровню комфорта потребления, - констатирует декан экономического факультета Белгородского аграрного университета имени Горина Юрий Китаев. - К примеру, мы выбираем в магазине уже нарезанный хлеб, ведь так удобнее. А молоко мы берем в бутылке. Это комфортнее, чем в пакете. Но производителю от такого выбора только хуже. Ему гораздо проще расфасовать молоко по пакетам.
Такую точку зрения поддерживают и экоактивисты. Правда, они вообще предлагают отказаться от зарубежной упаковки в пользу стеклянной. Только теперь важно запустить систему возврата тары. Таким образом, по их мнению, производители молочных продуктов сэкономят на иностранном пластике, снизится нагрузка на окружающую среду, а рядовой покупатель сможет приобретать, по сути, премиум-продукт без вредной полимерной упаковки.
Как изменится работа отрасли в целом, пока однозначно сказать не может никто. Ольга Ткаченко отмечает, что цена молока-сырья вырастет, однако это увеличение, по предварительным подсчетам, не должно превысить 10 процентов. Юрий Китаев, в свою очередь, прогнозирует перемены в настроении недружественных зарубежных партнеров.
- Россия - колоссальный рынок для любой иностранной компании, - напоминает он. - И если они не будут продавать ту же технику здесь, то возникнет вопрос: где ее продавать? Если ответа не будет, то можно не производить ее вообще.
Ученый также напомнил известную поговорку о том, что свято место пусто не бывает. Если освободившиеся ниши не займут российские производители, это сделают китайские и индийские партнеры.