Эксперты рассказали о перспективах зеленой энергетики на юге РФ

В министерстве энергетики РФ заявили, что отбор проектов генерации, работающей на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), необходимо перенести еще на полтора года, хотя сначала речь шла лишь о шести месяцах. Власти и некоторые специалисты отрасли поддерживают такое решение, другие против и считают, что в нынешней экономической ситуации это приведет к отказу от проектов в области ВИЭ. При этом в Ставропольском крае - одном из лидеров ветрогенерации России - намерены и дальше привлекать инвесторов в эту отрасль. Что ждет альтернативную энергетику в ближайшие годы, выяснял корреспондент "РГ".
Татьяна Барыбина

Ранее правительство РФ приняло решение перенести конкурс объектов ВИЭ, с соответствующей просьбой к властям обратились участники рынка.

- Министерство с самого начала предлагало перенести отбор на более длительный срок, и мы считаем, что правильно будет отложить проведение отборов где-то на полтора года, то есть в целом отложить на два года, - заявил заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс.

С таким решением категорически не согласны в Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) и считают его опасным для отрасли. Там уверены, что это лишит участников рынка качественного стратегического планирования в секторе ВИЭ и фактически оставит молодую отрасль без каких-либо ориентиров на целых два года.

- Медлить нельзя. Для того чтобы реализовать проекты, в том числе с учетом локализации, нужно уже сейчас инвестировать в заводы по производству этого оборудования. И, что самое важное, процесс уже идет, некоторые компании уже инвестировали в производственные активы. Если мы сейчас дадим сигнал, чтобы отрасль на два года заснула, то после 2025 года сами собой объекты не появятся! Это будет равнозначно убийству отрасли. В итоге не будет ни локализованного оборудования, ни генерации. Фактически на два года инвесторы потеряют компас - куда идти, чего ждать и куда инвестировать, - заявил директор АРВЭ Алексей Жихарев.

Сейчас юг России - один из центров альтернативной энергетики. Здесь работают шесть ветроэлектростанций госкорпорации "Росатом" общей установленной мощностью более 700 мегаватт, четыре из них - на Ставрополье. С 2020 года в крае эксплуатируется солнечная электростанция мощностью 100 мегаватт. По итогам прошлого года доля альтернативной энергетики в энергобалансе региона превысила 15 процентов. По данным краевых властей, выброс парниковых газов, благодаря этому, сократится на 900 тысяч тонн в год.

Как заявил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, зеленая энергетика находится в числе четырех приоритетных отраслей экономики наряду с химической промышленностью, аграрным сектором и туризмом. В планах - строительство еще не менее трех ветроэлектростанций. Это подтвердили корреспонденту "РГ" и в министерстве энергетики, промышленности и связи региона. Там заявили, что все три объекта уже строятся в Петровском, Кочубеевском и Труновском муниципальных округах, инвестором выступает АО "ВетроОГК-2". Однако какова судьба этих проектов с учетом нынешней ситуации в экономике, в министерстве не уточнили.

Технологии, которые применяются в ВЭС, как правило, импортные. Поэтому нужно либо переносить производство компонентов в Россию, либо договариваться со странами, готовыми сотрудничать

С тем, что развитие ветровой энергетики наиболее перспективно преимущественно в южных регионах - Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, республиках Северного Кавказа - согласны многие эксперты. Но технологии, которые применяются на ВЭС, как правило, импортные. Следовательно, необходимо либо переносить производство компонентов в Россию, либо договариваться со странами, которые готовы сотрудничать. Как заявил корреспонденту "РГ" председатель совета директоров РОТЕК Михаил Лифшиц, альтернативная энергетика - это глобальный рынок, на котором удешевление товаров происходит за счет увеличения объемов производства.

- К примеру, если французская компания Schneider выпускает инверторы миллионами, то стать конкурентами Schneider, производя их тысячами в России, невозможно. Поэтому в условиях интегрированности в мировую экономику есть несколько групп товаров, которые в России не производились, - считает Лифшиц.

При этом он уверен, что целесообразность проектов в области альтернативной энергетики сохраняется, хотя дешевле они в ближайшее время не станут.

- Понятное дело, что уже речи ни о каком удешевлении не идет. Если говорить про целесообразность - она есть. Положение не тупиковое, так как энергетика должна быть многоукладной. Где много солнечного излучения, его нужно использовать. В местах с устойчивым движением воздушного потока следует ставить ветряки. Скорость развития отрасли - это второй вопрос.

Доля ВИЭ в России по сравнению с традиционными источниками энергии мала, тем не менее это устойчивый тренд, считает генеральный директор компании "Энерготэк" Дмитрий Кулешов.

- Поскольку рынок ВИЭ для России новый, у нас нет ни своих технологий, ни оборудования как в области ветровых генераторов, так и в области солнечной энергетики. Поэтому на данный момент мы не можем самостоятельно реализовать подобные проекты без привлечения иностранных специалистов и являемся полностью зависимыми от зарубежного оборудования и поставок. Перенос сроков отбора проектов генерации, работающей на возобновляемых источниках энергии, является объективно вынужденной мерой, связанной в первую очередь с невозможностью реализации проектов, - считает эксперт. .

Мнение

Егор Гринкевич, заместитель генерального директора АО "Новавинд":

- В сложившейся ситуации ключевой элемент успеха реализации проектов в рамках программы ДПМ ВИЭ - в локализации производства, в параметрах, предусмотренных условиями программы. Для этого как минимум необходимо осуществлять весь цикл инвестирования в соответствии со стратегическими планами компании. Развитие производства связано с ожидаемым пуском тех или иных объектов генерации, и промедление с отбором способно разбалансировать всю систему.

Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Банка "Фридом Финанс":

- Пока обеспечение российских СЭС и ВЭС отечественными комплектующими оставляет желать лучшего, еще несколько лет назад зависимость от импорта оборудования на таких электростанциях составляла 80-100 процентов. Есть удачный пример даже не импортозамещения, а изначальной локализации производства комплектующих для ветрогенераторов в конкретном регионе - Ульяновской области: действует ветровая электростанция и рядом находится завод, где производят лопасти. Но это исключительный случай. Развивающаяся в РФ генерация электричества из возобновляемых источников сильно зависима от поставок оборудования из-за рубежа - Японии, Франции, Китая. Кроме того, сами проекты вели преимущественно российские энергокомпании с иностранным капиталом - Fortum, Enel. В 2019 году минпромторг ставил задачу сократить к 2022-2024 годам долю иностранных компонентов в оборудовании для ветровых и солнечных электростанций до 30 процентов, а некоторых компонентов с высокой добавленной стоимостью - до 10 процентов. Теперь необходимо практически все производство такого оборудования переносить в Россию или полагаться на импорт оборудования из стран-партнеров, например Китая или Турции. Это будет возможно через несколько лет, но сроки новых проектов в области возобновляемой энергетики теперь увеличатся.

Инициатива минэнерго, на наш взгляд, совершенно логична, даже, может быть, есть смысл сдвинуть сроки не на полтора года, а на два-три года, чтобы позволить российскому энергетическому машиностроению адаптироваться к новым условиям. Тенденция к удешевлению стоимости электричества, полученного из ВИЭ, сохранится, за последние 10 лет она уменьшилась в несколько раз. Но пока не стоит ожидать, что солнечная или ветровая энергия в ближайшие годы будет намного дешевле газовой или угольной. Установленная мощность ветровых и солнечных электростанций в России в 2021 году не превышала 0,7 процента совокупной установленной мощности электростанций, и это говорит о том, что в России пока хорошо востребована традиционная энергетика. В случае отказа Евросоюза от российского газа будет логично, если большие объемы голубого топлива начнут использовать на внутреннем рынке, что снизит его цену. Возобновляемые источники энергии пока не смогут эффективно конкурировать по цене с газовой генерацией.