_(1).jpg)
Серьезной проблемой стало продвижение компаний онлайн, отмечает Екатерина Шинкевич, гендиректор CPAExchange. Образовательные курсы получали наибольший трафик благодаря соцсетям, деятельность которых признана экстремистской на территории РФ. Поэтому компаниям пришлось в срочном порядке менять стратегию продвижения, делая акцент на отечественные ресурсы - верстать новые рекламные бюджеты и отчасти заново искать свою аудиторию. Причем не только в стране - выводить свое дело на международный рынок никто не запрещает. Как минимум страны СНГ всегда готовы заказывать онлайн продукты и услуги из России, уверяет Андрей Алтаев, эксперт BusinessNEW.
Самым же действенным каналом привлечения новых клиентов по-прежнему остается людская молва, поэтому эксперты советуют бизнесу активнее использовать возможности сарафанного радио и не забывать про старых клиентов, которые еще не раз могут вернуться и продолжить учиться вновь, предполагает Игнат Ситников, основатель Sales Culture. Серьезным подспорьем в продвижении остаются контентные платформы, кешбэк- и купонные сервисы, а также специалисты по контекстной рекламе. Они продолжают приводить учеников в образовательские сервисы на партнерских условиях (за вознаграждение за регистрацию или покупку) и за год увеличили свои доходы на образовательном сегменте на 75 процентов, подсчитывает Екатерина Бибик, руководитель российского подразделения партнерской сети Admitad.
Помимо поиска новых каналов продвижения, серьезной задачей становится и размещение контента в соответствии с актуальными требованиями: российское ПО, безопасность хранения данных, перенастройка систем оплаты. Курсы из соцсетей переходят на профессиональные площадки, данные и контент переводятся на отечественные серверы, общий интерес рынка подталкивает отечественных производителей ПО к дальнейшему развитию, поддержке возможности обучения с мобильных устройств, поясняет Елена Родионова, директор по развитию компании Uniweb. Менять приходится и вспомогательные инструменты - Youtube, ZOOM и других сервисов, которые использовались в образовательном процессе, дополняет Александр Альхов, основатель проекта Сourseburg.
Главная же проблема отрасли, как всегда, финансовая, сегодня больше других "просели" компании, которые учили исключительно в долг. В ряде школ кредитами и рассрочками пользовались до 40 процентов учеников. На плаву остаются те, кому удалось уйти от этой бизнес-модели и продолжить работать при оплате по факту или найти другие "лазейки". Например, по модели ISA (от англ. income share agreement - "соглашение о долевом разделении дохода"): слушатели обучаются полгода бесплатно и оплачивают обучение только после трудоустройства. Если же выпускник не выходит на работу, он ничего не платит, поясняет Александр Чальян, коммерческий директор Synergy Academy.
В целом эксперты уверены - образование в кризисы растет. По данным "Работа.ру", более 40 процентов россиян намерены сменить работу, а значит, им потребуется повысить свою квалификацию. Поэтому наиболее востребованными будут курсы, дающие навыки, которые можно сразу применять на практике, смогут преодолеть кризис, создать или сохранить чувство безопасности, в том числе финансовой, уверена Татьяна Маричева, основательница образовательной компании Younesis.
Однако здесь не все однозначно. С одной стороны, повышение собственной стоимости за счет обучения привлекательно, с другой - чувство самосохранения заставит вкладывать деньги в более надежные формы. Компании же продолжат резать бюджеты на переподготовку сотрудников. Но уже сейчас звучит, что "безработных надо переучивать, надо выделять на это госсредства". Если будет так и в процесс включатся онлайн-компании, это стабилизирует рынок, уверена Татьяна Крупа, президент "ГлобалЛаб".
Другая точка роста - детское образование - родители не готовы экономить на будущем детей. Здесь, отмечает Павел Фролов, основатель EdTech-компании РОББО, важно, что в следующие несколько лет количество школьников значительно вырастет - на вторую половину прошлого десятилетия пришелся пик рождаемости. По прогнозам Росстата, к 2024 году школьников в стране станет 20 миллионов, это на три с лишним миллиона больше, чем сейчас.
ЕГЭ останется самым важным экзаменом, при этом родители будут искать максимально дешевые, а лучше бесплатные ресурсы для подготовки. Здесь преимущества получат онлайн-тренажеры, потому ЕГЭ - это тесты, а тесты сдают путем многократного их прохождения, и живой контакт с репетитором далеко не всегда важен, поясняет Кирилл Стрельцов, эксперт iSmart. Кроме того, актуальным детское образование станет для тех, кто на неопределенное время покинул страну.
_(1).jpg)
Самой же значительной "точкой роста" можно считать новую форму обучения - blended education - смешанное образование, когда часть занятий будет проходить в школе, а часть так и останется дистанционным. Это один из возможных форматов, который бы позволил использовать все преимущества как офлайна, так и цифрового обучения, полагает Артем Аницоев, генеральный директор Онлайн-школы №1.
Интересные перспективы открываются у компаний, специализирующихся на обучении иностранным языкам, которые, как и те, кто занимается детским образованием, сегодня находятся в самом выигрышном положении, полагает Максим Азаров, основатель Novakid.
С одной стороны, у взрослых слушателей увеличился интерес к языковым программам, которые позволят увеличить рыночную капитализацию отдельного профессионала на международном рынке труда. С другой стороны, "взрослые" компании будут чаще пытаться зайти на "детский" рынок, считает эксперт.
При этом главная угроза для рынка - активность крупных вузов, у которых есть и ресурсы, и возможности для маневрирования. К концу года именно они потеснят на рынке онлайн-образования крупных частных игроков, уверен Андрей Фурсов, директор НИИ "Парадигма".
Таким образом, сходятся во мнении эксперты, уход иностранных игроков значительно очистит рынок, который предоставит новые возможности российским игрокам, а также улучшит качество отечественного образовательного продукта.
Елена Жукова, генеральный директор Международной языковой школы ILS:
- Важно помнить, что борьба за свободное время клиента идет не только с конкурентами в отдельной отрасли, но и в сфере образования в целом. Наши клиенты думают, инвестировать им деньги и время в языки или лучше научиться программировать, создавать дизайны, повышать квалификацию. Клиенты будут выбирать между разными курсами в зависимости от своих предпочтений, свободного времени и денежных средств. И компаниям придется сильно постараться, чтобы убедить потенциальных клиентов в том, что они лучшие.