27.04.2022 11:26
    Поделиться

    Почему воронежский ретропоезд набирает популярность

    "Графский поезд", катающий туристов из Воронежа к дворцу принцессы Ольденбургской, удвоил вместимость - благодаря дополнительному вагону число мест в поезде выросло с 48 до 102. Удлинение состава железнодорожники объяснили большим спросом на билеты, а пассажиры рассказали, что прежде бронировать поездку приходилось за полгода. Прокатившись на обновленном поезде, корреспонденты "РГ" узнали секрет его популярности.
    Игорь Филонов

    Субботнее утро, 9.20. На втором пути воронежского вокзала стоит короткий поезд - всего два вагона. Зато они богато украшены и прицеплены к паровозу! Черный, с большими красными колесами локомотив серии Л лоснится смазкой и солидно отдувается, мерно пуская струи пара. На его фоне фотографируются пассажиры и просто зеваки. Хотя формально фотосьемка на станции запрещена, железнодорожная охрана на селфи смотрит сквозь пальцы: "туристы, что с них взять".

    Из высокого окна паровозной кабинки выглянул машинист в старомодном френче и фуражке с лаковым козырьком. "Через пять минут отправляемся, заходите в вагон", - заторопили пассажиров проводницы в пальто "а-ля XIX век" и изящных шляпках. Униформу для поездной бригады сшили в ателье по индивидуальным меркам. Внутри вагона плюшевые портьеры с кистями, скатерти на столах, стеганая обивка купе, на стенах картинки в рамках: виды старой Рамони и портреты членов императорской фамилии.

    В конце XIX века Евгения Максимилиановна, супруга Александра Ольденбургского (правнука императора Павла), приобрела имение Рамонь с тремя тысячами десятин земли и свеклосахарным заводом. Возвела дворец в староанглийском стиле, реконструировала завод, переведя его на паровую тягу, построила конфетную фабрику, открыла в поселке школу и лечебницу. Она вообще была талантливым организатором: возглавляя Императорское общество поощрения художеств, принцесса Ольденбургская создала сеть художественных школ в Петербурге и его окрестностях - в том числе и в рабочих кварталах. Благотворительное общество под ее началом одним из первых в России стало печатать в собственной типографии художественные открытки по акварелям Репина, Бенуа, Васнецова, Маковского и Репина. Предприятие получилось успешным, несколько открыток напечатали и с видами Рамони.

    Железнодорожную ветку, по которой ходит "Графский поезд", тоже построила принцесса - чтобы возить свои конфеты в столичные кондитерские. Фабрику сожгли во время революции, но дорога осталась, по ней идут пригородные электрички. В рамках туристического проекта Юго-Восточная железная дорога не только запустила по историческому маршруту аутентичный поезд, но и обустроила линию, по которой он ходит: реконструированы "под старину" здания на промежуточных станциях, в двух устроены музеи.

    Использовать старинные вагоны не позволяют современные требования безопасности, но путейцы умело загримировали обычные плацкартные. На бортах таблички с ерами (ъ) и цитаты из классиков, внутри фотокупе со старинной лампой на столе и манекеном в визитке и усиках. Шляп у "попутчика" аж две: котелок и цилиндр, - можно надеть любую в зависимости от сюжета. По поездной трансляции звучит скрипичная музыка - на мой вкус, слишком громко и проникновенно. Но пассажиры не жалуются - многие ждали этой поездки несколько месяцев.

    - Мы бронировали места сразу после Нового года, - рассказала педагог Ольга Горобурдо, поехавшая на экскурсию со своим 4 "А". У ребят сейчас в расписании история России, поэтому поездка получилась тематической. Семье Новиковых: папа, мама и трое сыновей - повезло больше, они записались в лист ожидания две недели назад. В ретропутешествие Новиковы нарядились соответственно, даже захватили большой старинный чемодан.

    Сейчас в листе ожидания "Графского поезда" зарегистрированы более шести тысяч человек, рассказал "РГ" начальник воронежского региона АО "ППК Черноземье" Никита Караев. Это не только воронежцы, но и гости из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов страны.

    Современные поезда трогаются так плавно, что ощущаешь движение, лишь когда в телефоне пропадает сеть. "Графский" отправился отчетливо, на ходу его ощутимо подергивает. Так работает паровая машина, объяснили мне потом машинисты.

    За окном медленнее обычного проплывали сосны и березы, поселки и дачи, железнодорожные переезды. С заправки две девушки замахали руками. Паровоз ответил коротким гудком. Что-то было необычное в картинке за окном. Не сразу я понял, что небо застлано белесой пеленой локомотивного дыма, которого нет в современных поездах. "Поездка с дымком", - улыбнулся фотограф.

    Запряженный в "Графский поезд" паровоз серии Л изначально предназначался для больших товарных поездов.

    - Один или два пассажирских вагона для него - детский вес, вот и резвится, - нежно сказал машинист Андрей Вдовин. - Паровоз - живая машина, в отличие от современных локомотивов.

    Управление "живой машиной" требует усилий: даже чтобы издать тот самый бередящий душу гудок, надо потянуть тугой рычаг под потолком паровозной кабины. У меня это получилось лишь двумя руками. Созданный после войны "Лебедь" - так прозвали паровоз железнодорожники - оказался очень удачным, выпустили их более четырех тысяч, многие сохранились до наших времен и теперь катают туристов. Официальное название паровоза - "Победа". Тендер нашего украшает большая литера Z - символ появился сразу после начала спецоперации на Украине.

    Кстати

    Билет в "Графский поезд" стоит дороже, чем экспресс в Москву, - 964 рубля. В стоимость входят проезд в поезде, автобусе и экскурсионное сопровождение в дворцовом комплексе. Конечно, до Рамони можно добраться и на электричке - за меньшее время и в восемь раз дешевле. Но это будет поездка, а не путешествие. Состав отправляется каждые субботу и воскресенье из Воронежа в 9.35, прибывает в Рамонь в 11.35 с остановкой на станции Графская. Обратно на вокзал станции Воронеж-1 ретропоезд прибывает в 18.08. Кстати, с 23 апреля в маршрут добавлена экскурсия в рамонский парк "Нелжа". А на праздниках "Графский поезд" будет дополнительно курсировать 2, 3, 9 и 10 мая.

    Поделиться