Субботнее утро, 9.20. На втором пути воронежского вокзала стоит короткий поезд - всего два вагона. Зато они богато украшены и прицеплены к паровозу! Черный, с большими красными колесами локомотив серии Л лоснится смазкой и солидно отдувается, мерно пуская струи пара. На его фоне фотографируются пассажиры и просто зеваки. Хотя формально фотосьемка на станции запрещена, железнодорожная охрана на селфи смотрит сквозь пальцы: "туристы, что с них взять".
Из высокого окна паровозной кабинки выглянул машинист в старомодном френче и фуражке с лаковым козырьком. "Через пять минут отправляемся, заходите в вагон", - заторопили пассажиров проводницы в пальто "а-ля XIX век" и изящных шляпках. Униформу для поездной бригады сшили в ателье по индивидуальным меркам. Внутри вагона плюшевые портьеры с кистями, скатерти на столах, стеганая обивка купе, на стенах картинки в рамках: виды старой Рамони и портреты членов императорской фамилии.
В конце XIX века Евгения Максимилиановна, супруга Александра Ольденбургского (правнука императора Павла), приобрела имение Рамонь с тремя тысячами десятин земли и свеклосахарным заводом. Возвела дворец в староанглийском стиле, реконструировала завод, переведя его на паровую тягу, построила конфетную фабрику, открыла в поселке школу и лечебницу. Она вообще была талантливым организатором: возглавляя Императорское общество поощрения художеств, принцесса Ольденбургская создала сеть художественных школ в Петербурге и его окрестностях - в том числе и в рабочих кварталах. Благотворительное общество под ее началом одним из первых в России стало печатать в собственной типографии художественные открытки по акварелям Репина, Бенуа, Васнецова, Маковского и Репина. Предприятие получилось успешным, несколько открыток напечатали и с видами Рамони.
Железнодорожную ветку, по которой ходит "Графский поезд", тоже построила принцесса - чтобы возить свои конфеты в столичные кондитерские. Фабрику сожгли во время революции, но дорога осталась, по ней идут пригородные электрички. В рамках туристического проекта Юго-Восточная железная дорога не только запустила по историческому маршруту аутентичный поезд, но и обустроила линию, по которой он ходит: реконструированы "под старину" здания на промежуточных станциях, в двух устроены музеи.
Использовать старинные вагоны не позволяют современные требования безопасности, но путейцы умело загримировали обычные плацкартные. На бортах таблички с ерами (ъ) и цитаты из классиков, внутри фотокупе со старинной лампой на столе и манекеном в визитке и усиках. Шляп у "попутчика" аж две: котелок и цилиндр, - можно надеть любую в зависимости от сюжета. По поездной трансляции звучит скрипичная музыка - на мой вкус, слишком громко и проникновенно. Но пассажиры не жалуются - многие ждали этой поездки несколько месяцев.
- Мы бронировали места сразу после Нового года, - рассказала педагог Ольга Горобурдо, поехавшая на экскурсию со своим 4 "А". У ребят сейчас в расписании история России, поэтому поездка получилась тематической. Семье Новиковых: папа, мама и трое сыновей - повезло больше, они записались в лист ожидания две недели назад. В ретропутешествие Новиковы нарядились соответственно, даже захватили большой старинный чемодан.
Сейчас в листе ожидания "Графского поезда" зарегистрированы более шести тысяч человек, рассказал "РГ" начальник воронежского региона АО "ППК Черноземье" Никита Караев. Это не только воронежцы, но и гости из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов страны.
Современные поезда трогаются так плавно, что ощущаешь движение, лишь когда в телефоне пропадает сеть. "Графский" отправился отчетливо, на ходу его ощутимо подергивает. Так работает паровая машина, объяснили мне потом машинисты.
За окном медленнее обычного проплывали сосны и березы, поселки и дачи, железнодорожные переезды. С заправки две девушки замахали руками. Паровоз ответил коротким гудком. Что-то было необычное в картинке за окном. Не сразу я понял, что небо застлано белесой пеленой локомотивного дыма, которого нет в современных поездах. "Поездка с дымком", - улыбнулся фотограф.
Запряженный в "Графский поезд" паровоз серии Л изначально предназначался для больших товарных поездов.
- Один или два пассажирских вагона для него - детский вес, вот и резвится, - нежно сказал машинист Андрей Вдовин. - Паровоз - живая машина, в отличие от современных локомотивов.
Управление "живой машиной" требует усилий: даже чтобы издать тот самый бередящий душу гудок, надо потянуть тугой рычаг под потолком паровозной кабины. У меня это получилось лишь двумя руками. Созданный после войны "Лебедь" - так прозвали паровоз железнодорожники - оказался очень удачным, выпустили их более четырех тысяч, многие сохранились до наших времен и теперь катают туристов. Официальное название паровоза - "Победа". Тендер нашего украшает большая литера Z - символ появился сразу после начала спецоперации на Украине.
Кстати
Билет в "Графский поезд" стоит дороже, чем экспресс в Москву, - 964 рубля. В стоимость входят проезд в поезде, автобусе и экскурсионное сопровождение в дворцовом комплексе. Конечно, до Рамони можно добраться и на электричке - за меньшее время и в восемь раз дешевле. Но это будет поездка, а не путешествие. Состав отправляется каждые субботу и воскресенье из Воронежа в 9.35, прибывает в Рамонь в 11.35 с остановкой на станции Графская. Обратно на вокзал станции Воронеж-1 ретропоезд прибывает в 18.08. Кстати, с 23 апреля в маршрут добавлена экскурсия в рамонский парк "Нелжа". А на праздниках "Графский поезд" будет дополнительно курсировать 2, 3, 9 и 10 мая.