27.04.2022 10:32
    Поделиться

    Знаменитый хореограф ставит спектакли на дальневосточной сцене Мариинки

    Важнейшие события его жизни происходят по извилистому стечению обстоятельств. То, что было запланировано на короткий срок, внезапно может растянуться на годы.

    Отправился в заморский гастрольный тур на один сезон, но задержался на 20 лет. Приехал во Владивосток поставить один спектакль, в результате возглавил там балетную труппу. А началось все с того, что однажды он всего лишь хотел в столице республики вдоволь поесть мороженого и посмотреть на какой-то неведомый балет. В итоге остался без мороженого, но навсегда - в балете.

    Ах так! Остаюсь!

    Он прилетел во Владивосток на один день из Японии, где у него был долгосрочный контракт. Руководство Приморского театра оперы и балета предложило Эльдару Алиеву поставить на их сцене балетный спектакль. Знаменитый "Щелкунчик". Он посмотрел труппу и театр и... отказался.

    - Понимаете, "Щелкунчик" - очень сложный спектакль. Там есть все: огонь, вода и медные трубы. Труппа мне показалась не готовой к такой сложной работе, - вспоминает он.

    Все изменилось за несколько минут. Руководитель балетной труппы театра неожиданно повел себя хамским образом по отношению к приехавшему коллеге, предложив ему "чемодан, вокзал и Токио".

    - Ах так! Ровно в ту же минуту я принял решение остаться во Владивостоке и начать работу над спектаклем, - улыбаясь, замечает Эльдар.

    "Щелкунчик" получился хорошим спектаклем. Кроме него, он за год сделал еще четыре сложные постановки.

    Финал того однодневного прилета в "город нашенский" оказался интересным. Алиев был назначен худруком театра, а того, кто ему предлагал спешно собирать чемоданы, уволили. Жизнь все расставила по местам своей недрогнувшей рукой.

    В балет - за компанию

    Все началось душным бакинским днем, когда соседская девочка неожиданно сообщила 10-летнему Эльдару, что едет поступать в хореографическое училище. И предложила ему за компанию прокатиться на автобусе. Сын домохозяйки и таксиста до этого никогда не слышал слово "балет", ни разу не видел его даже на черно-белом экране телевизора. Поехал за компанию в расчете посмотреть на неведомое училище и поесть мороженого.

    Девочку в тот день не приняли, а посмотрев на Эльдара, приемная комиссия неожиданно предложила попробовать.

    - Дети из хореографических училищ - это особая история. Все подчинено учебе строжайшим образом. Мы не знали, что такое хоккей, футбол и прочие детские радости, - вспоминает он.

    Занятия начинались ровно в восемь утра со спецпредметов, после обеда шли общеобразовательные уроки, вечерами - репетиции. Домой приходил только ночевать. На следующее утро будильник звенел в шесть утра.

    - Я был крайне неспособный ученик! Считался одним из худших, часто уходил в безлюдный угол плакать, - улыбается Алиев.

    Все изменилось, когда в программу обучения пришли большие прыжки и дуэтные танцы.

    - А он роскошно прыгает! - изумленно заметили педагоги.

    Про козни неинтересно

    Эльдар признается, что романтические роли принцев и пажей никогда ему не давались. Он всегда был безукоризненным и точным там, где нужно было показать мужской гормон: "Мое амплуа - злодеи, героические партии и Спартаки".

    Родной Баку показался ему тесным после победы на Всесоюзном конкурсе артистов балета.

    В 1979 г. Алиев был зачислен в труппу одного из лучших театров мира - Мариинского. Там прослужил 13 лет. Великолепных лет, так он называет то время.

    - Я давно перестал читать интервью с жуткими подробностями о кознях коллег, которые вбивали в балетные туфли гвозди и насыпали в них толченое стекло, - говорит он.

    В 1991 г. звезды русской школы балета во главе с легендарными танцовщиками, народными артистами СССР Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым улетели на четырехмесячные гастроли в США. Там их и застал распад большой страны. Вместо четырех месяцев Эльдар Алиев прожил и проработал в Штатах больше двух десятков лет. Считает, что Америка научила организаторским качествам, сделала из него импресарио и режиссера.

    Не надо мне мешать

    С 2015 г. он - балетмейстер Приморского театра оперы и балета. В 2016 г. Мариинский театр открыл свою сцену во Владивостоке. Алиев стал его главным балетмейстером.

    Приходилось слышать, что стиль его работы называют жестким. На это он замечает:

    - Что значит жесткий? Требовательный, да. Понимаете, когда художественный руководитель задумывает новый спектакль, то только в его голове полная и целая картинка будущего действа. Он знает то, что никто еще не видит. Поэтому не надо мне мешать в процессе работы, это меня раздражает. Нужно довериться мне как художнику. Или не работать со мной.

    Русскую школу балета Эльдар Алиев считает лучшей в мире. Именно она, уверен мастер, собрала в себе лучшее от французской, датской и русской школ и объединила в уникальную балетную систему.

    Себя главный балетмейстер Дальнего Востока называет счастливым человеком:

    - Во Владивостоке 300 дней в году - солнечные. Из окна моего дома видно море. Меня окружают удивительные люди. Я побывал в уникальных уголках Приморья. Занимаюсь любимым делом, за которое мне платят достойные деньги. Разве это не счастье?

    Из досье "РГ"

    Эльдар Алиев родился в 1957 г. Он - выпускник Бакинского хореографического училища и педагогического отделения Академии русского балета им. Вагановой. В его творческом багаже ведущие партии в балетах "Дон Кихот", "Корсар", "Спартак", "Баядерка" и др. Его гастрольная биография охватила 40 стран мира.

    Исполнял обязанности художественного руководителя Венгерского национального балета и академии Бостонского балета. С 2021 года - художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. Режиссер-постановщик десятков спектаклей мирового балетного репертуара.

    Женат. Заслуженный деятель искусств РФ.

    Справка "РГ"

    Один из самых современных театров России

    Приморская сцена Мариинского театра (до 2016 г. Государственный Приморский театр оперы и балета) - концертно-театральный комплекс во Владивостоке. Худрук - народный артист России Валерий Гергиев.

    Фото: РИА Новости

    Один из самых современных театров России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Его большой зал вмещает 1536 зрительских мест, а малый зал рассчитан на 305 мест.

    Насыщенный репертуар, отличные акустические свойства залов и высокий профессионализм исполнителей сделали Приморскую сцену одним из самых быстро развивающихся театров России и стран АТР.

    Поделиться