27.04.2022 02:03
    Поделиться

    Швыдкой: Новгородцы с давних времен сочетают прагматизм и духовные откровения

    Несоединимое, как правило, можно соединить во времени или в пространстве. Если повезет, - то в едином хронотопе. Не в том только смысле, который ввел в физиологию выдающийся русский ученый А.А. Ухтомский, откуда его позаимствовали гуманитарии, но в реальном, осязаемом, чувственном. Когда пространство становится материализовавшимся временем. Где, совершив несколько шагов, ты перемещаешься через столетия, сохраняясь при этом в настоящем.

    И тогда не надо ломать голову над тем, как соединить в одном небольшом газетном тексте новгородский завод "Контур", выпускающий трубопроводную арматуру и оборудование для атомных электростанций, признанный в 2021 году одним из самых динамично развивающихся предприятий России, величие новгородского Кремля с его храмом Святой Софии и памятником в честь тысячелетия Российской государственности, Ярославово дворище и Древний торг, Перынский Рождества Богородицы скит и мужской Юрьев монастырь, у стен которого расположился Музей деревянной архитектуры...

    Не надо думать, как расположатся в одном ряду губернатор Андрей Никитин, давший новый импульс развитию области, и монах, "начальник скита" отец Дмитрий; Наталья Григорьева, директор Новгородского музея-заповедника, умница и хлопотунья, и Наталья Орловская, гендиректор "Контура", реализовавшая программу импортозамещения задолго до нынешних времен; Эльвира Гептинг, мать троих детей, специалист по переводам Библии на французский язык, поражающая глубиной познания новгородской истории, и Борис Гневашев, художник-оформитель областной библиотеки, куда он пришел работать в 1978 году, - его рабочее пространство в храме Иоанна Предтечи на Опоках волшебным образом сопрягает прошлое и настоящее...

    В 1136 году, прогнав князя Всеволода, новгородцы установили первую средневековую демократию Европы

    Здесь, в церкви Иоанна Предтечи на Опоках, заложенной князем Всеволодом Мстиславовичем в 1127 году, а в 1130-м переданной им купеческому братству под названием Ивановское сто, понимаешь, как тесно были связаны духовные и мирские дела на Новгородской земле. Образный рассказ Эльвиры Гептинг сопрягается с конкретными деталями средневекового житья-бытья, которые демонстрирует Борис Николаевич Гневашев. В этой церкви служили нечасто. Ее повседневная жизнь была связана с торговлей воском, одной из самых важных статей доходов Великого Новгорода, и с судебными разбирательствами между новгородскими и заморскими купцами.

    Оттиск церковной печати на круге воска был средневековым знаком качества, он гарантировал, что воск не покрывает битый камень, спрятанный внутри, а это тоже бывало. Как и то, что заморские вина, привозимые в бочонках, оказывались разбавленными водой. Именно из Ивановского ста выбирали пять старост, которые вместе с тысяцким решали все торговые споры. И здесь, на Ярославовом дворище и месте Древнего торга, проходили собрания новгородцев, которые, в 1136 году прогнав князя Всеволода, установили первую средневековую демократию Европы.

    Великий Новгород принадлежит к тому типу исторических городов, где прошлое не довлеет над настоящим. Оно живет в нем органично, одухотворяя повседневность. После Великой Отечественной войны здесь сохранилось всего сорок зданий, пригодных для жилья. Но чудесным образом спаслось большинство храмов, хотя и обезображенных войной. Они не были разрушены до основания, - лишь немногие были обращены в руины, как церковь Успения на Волотовом поле. Образец новгородского зодчества, она была открыта в 1352 году, ее восстанавливали уже в нынешнем столетии при поддержке немецкой компании "Винтерсхалл", в ту пору сотрудничающей с нашим "Газпромом".

    Для воссоздания уникальных фресок этого храма была создана специальная мастерская, где опытные реставраторы обучали молодежь. А сами новгородские мастера обретали свой опыт в послевоенные годы. По сей день в Великом Новгороде непочатый край работы, - хотя за последнюю четверть века было приложено немало сил и средств, чтобы уникальные памятники открылись в первозданном величии и красоте. В советские годы тоже было немало сделано, - но новгородской земле, выжженной войной, прежде всего надо было заботиться об обустройстве повседневной жизни. К счастью, 60-е годы в области сложилась серьезная реставрационная школа. Одним из крупнейших ее представителей был Григорий Михайлович Штендер.

    Он приехал Новгород в 1953 году после окончания Киевского инженерно-строительного института. Каждая постройка для него была своеобразной машиной времени. Он был уверен, что создание и последующее переустройство храма хранит в себе некие важные тайны, связанные не только с конкретным объектом исследования, но и с меняющимся контекстом бытия. Он стремился сохранить различные пласты прошлого для потомков, открывая ценность каждого нового архитектурного решения, в котором отражалась живая история.

    Новгородцы с давних времен умели сочетать прагматизм и духовные откровения

    Новгородская архитектура - монументальная, величественная и изысканная в своем аскетизме, на протяжении своего становления испытывала различные художественные влияния - от византийского до московского зодчества, но сквозь века сохраняла свой благородный стиль. Как, примеру, четырехстолпная церковь Спаса Преображения построенная в 1374 году неравнодушными горожанами, живущими на Ильине улице. Они были настолько неравнодушны, что пригласили в 1378 году Феофана Грека украсить этот храм фресками, часть из которых сохранилась до сих пор. И очи Спасителя притягивают каждого, кто захочет взглянуть в небеса. В Новгороде небеса соединены с землей. Новгородцы с давних времен умели сочетать прагматизм и духовные откровения. Они почитали предков, но жили настоящим во имя будущего.

    Поделиться