Ученые заверили, что у экономики Урала есть запас прочности

Уральские ученые проанализировали показатели социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа и сделали выводы: если считать 2021 год точкой отсчета, то даже под прессингом санкций все у нас будет не так уж плохо.

- 2021-й стал годом восстановительного роста: после пандемийных ограничений 2020-го он наблюдался почти во всех сферах, в первую очередь в промышленном производстве, но был неравномерным и по регионам в зависимости от их специализации, и по отраслям, - констатирует директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова.

Так, добыча полезных ископаемых в УрФО показала 9-процентный рост при среднероссийском показателе в этой сфере 4,8, что связано с высокой долей добывающих компаний в северных автономиях. А вот в обрабатывающей промышленности цифры скромнее - плюс 2,8 процента против пяти по стране. Замдиректора института, член-корреспондент РАН Виктория Акбердина отмечает: в 2020-м были проблемы со сбытом, и предприятия увеличили выпуск продукции, но работали в большей степени на склад, а вот в прошлом году они нарастили объемы отгрузки и чуть снизили темпы роста производства.

Самый заметный плюс у тех отраслей, которые испытали в пандемию настоящий шок: в торговле и сфере услуг индекс составил 130,8 процента. Отмечен рост строительных работ на 6,1 процента, оживилась транспортная деятельность, а также внешняя торговля, особенно во втором полугодии, - ее оборот по итогам 2021 года в 1,5 раза превысил показатель 2020-го. В итоге доходы консолидированных бюджетов уральских регионов выросли и превысили расходы, чего не было в 2020-м. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций вырос в 2,2 раза. Все это, отмечает Юлия Лаврикова, позволило уральским регионам подойти к нынешнему непростому периоду с определенным запасом прочности.

Хотя негативные тенденции тоже наблюдались, например, потребительская инфляция в УрФО оказалась выше, чем в среднем по стране, -120 процентов против 113,6. Особенно стремительным был рост цен в промышленном секторе: 125,8 - по России, 147,6 - в УрФО, что не могло не сказаться на экономике ряда отраслей. Кроме того, на 13,8 процента упали инвестиции в основной капитал, но это, по мнению Виктории Акбердиной, обусловлено завершением крупнейших инвестпроектов - строительства комплекса "ЗапСибНефтехим" в Тобольске и модернизации Свердловской железной дороги.

Главными игроками формирующихся рынков будут крупные компании. Для МСП же нужны организационные меры по включению их в новые производственные цепочки

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в УрФО за год сократилось незначительно - на 0,9 процента, но численность их работников - на 4,4. Впрочем, как рассказала руководитель центра социоэкономической динамики Института экономики Ольга Козлова, цифры, характеризующие ситуацию на рынке труда, вполне благоприятные: безработица ощутимо снизилась, неформальная занятость почти не изменилась, увеличилось количество самозанятых, то есть людей, выводящих свои доходы из тени.

Достижения 2021 года станут базой для развития в 2022-м, который принес экономике как серьезные угрозы, так и новые возможности.

- Разброс оценок самый большой в истории - от радикально панических до восторженно-оптимистических. Мы все же считаем, что оснований для паники нет, ведь уральская промышленность накопила хороший опыт после санкций 2014 года, - резюмирует Виктория Акбердина.

За минувшие 8 лет структура внешнеэкономической деятельности Уральского округа существенно изменилась. В частности, Свердловская и Челябинская области заметно сократили импорт машин и оборудования - на 17 и 41 процент соответственно. Традиционный для Урала экспорт металлов вырос, но при этом изменился состав стран-партнеров: вектор уже в прошлом десятилетии повернул в сторону Юго-Восточной Азии, и зависимость от поставок в Европу сегодня не критична, отмечают ученые. А вот прекращение импорта различных комплектующих и запчастей, запас которых через два-три месяца может иссякнуть, окажется более болезненным, однако и здесь уральские предприятия в значительной степени уже переориентировались на азиатский рынок.

Экономисты отмечают, что для развития импортозамещения в период предыдущих санкций ощутимый эффект дали госпрограммы. В итоге экономика в целом повысила устойчивость, хотя у конкретных предприятий критические ситуации возможны. Но в сегодняшних нестабильных условиях следует говорить не о прогнозах, а как раз о мерах, которые должно принять государство для поддержки важнейших направлений.

- Экономика и УрФО, и России в целом достаточно устойчива - мы видим это по первой фазе отклика на санкции. Но нужно думать о ее новой модели. Для развития импортозамещения следует провести серьезный анализ цепочек создания добавленной стоимости. Там, где мы не закрываем те или иные звенья, требуются меры господдержки, которые помогут ликвидировать пробелы, - в первую очередь снижение процентной ставки по кредитам для новых производств, - считает Юлия Лаврикова.

По мнению Виктории Акбердиной, в зоне экстремального риска сегодня оказались малые производственные предприятия, у которых рвутся кооперационные связи. Но прямая финансовая поддержка этого сектора не имеет смысла, ведь главными игроками формирующихся рынков будут крупные компании. Для МСП же нужны организационные меры по включению их в новые производственные цепочки. А вот деньгами государству стоит поддержать инвестпроекты, многие из которых могут оказаться замороженными из-за резко возросших ставок по кредитам: необходима срочная докапитализация региональных фондов развития промышленности, выдающих инвесторам льготные займы.

Ольга Козлова добавляет: для обеспечения внутреннего спроса необходима также поддержка населения, ведь в экономике все связано, и если не будет покупательского спроса, то перестанет расти малый бизнес, объемы производства начнут падать, увеличится безработица, ухудшится социальный климат. Допускать этого нельзя.