Всего в хоровой программе в этом году примут участие более 20 коллективов из России и Беларуси. Привычный для Пасхального фестиваля международный формат, позволивший за двадцать лет представить в Москве сотни хоровых коллективов из разных городов и стран, по понятным причинам сократился до минимума. В афише остался единственный гость из-за рубежа - Архиерейский хор Минского Свято-Духова кафедрального собора (Беларусь). Хотя многие приглашенные и не отказывались от участия, считая, что сфера духовного искусства не должна нести в себе идею разъединения, но из-за логистических сложностей не смогли приехать в Москву.
Между тем концерт в Зале Церковных соборов получился символичным по своей музыкальной драматургии. Хоры-участники собрали афишу в формате исторической ретроспективы православной музыкальной традиции, включив в нее сочинения разных эпох - от древних византийских распевов до современных хоровых партитур Родиона Щедрина.
Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря (художественный руководитель и главный регент Георгий Сафонов) исполнил серию пасхальных распевов - византийские, киевские, сербские, валаамский напев - свидетельство целостной традиции православного песнопения. С чисто византийской, "умиротворяющей" красотой звучали в исполнении хора богатые орнаменты древних песнопений Константинополя с их особой, узорчатой вокальной строкой,которую невозможно зафиксировать в нотах, плавными ритмами и гудящей, словно орган, "педалью" низких мужских голосов. И близкий задушевной лирической песне киевский распев "Воскресение Христово видевше" в многоголосном варианте (в гармонизации Павла Чеснокова), и, словно плывущий по воздуху, тихий сербский Эксапостиларий Пасхи. В финале программы хор исполнил Тропарь Пасхи Александра Кастальского, ликующий, многоглосный, построенный на обработке древнего киевского распева.
Сочинения Кастальского, крупнейшего композитора "Нового направления" духовной музыки на рубеже XIX-XX веков, прозвучали и в исполнении старейшего в России Московского Синодального хора (художественный руководитель и дирижер Алексей Пузаков), для которого Кастальский в свое время написал немало сочинений. Одно из них - "Хвалите Имя Господне", созданное на основе древнерусского знаменного распева, прозвучало в эталонном для хора качестве многоголосия, как эпически широкое звуковое полотно, с антифонами и ясной архаикой оригинального распева. Хор исполнил и гармонически сложную, с быстрыми многоголосными фактурами партитуру ушедшего два года назад московского протоирея Николая Ведерникова "Плотию уснув". Ее распев "Мира спасение - Пасха" Синодальный хор исполнял в память о протоирее и в прошлом году на открытии хоровой программы.
Завершил концерт хор Мариинского театра, постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, выступивший в этом году со своим новым руководителем Константином Рыловым. Музыканты исполнили концертные духовные сочинения Бортнянского, Чеснокова, фрагменты крупных хоровых партитур. Среди них - два фрагмента из литургии "Запечатленный ангел" Родиона Щедрина, написанной к 1000-летию Крещения Руси на канонические церковно-славянские тексты: по сути, "энциклопедии" русской духовной хоровой традиции, требующей высочайшего исполнительского мастерства. В исполнении Мариинского хора эта партиутра звучала впечатляюще: тончайшие динамические решения, воздушные пианисссимо, сторгие знаменные напевы и гармонические аккорды, эффекты отражения звука - "эха".
Хор исполнил и фрагмент из "Всенощного бдения" Рахманинова, написанного, как известно, в годы Первой мировой войны, в состоянии острой душевной боли и трагического осознания катастрофы все современной цивилизации. Номер "Воскресение Христово видевше" на текст раннехристианского гимна прозвучал с мощными контрастами - трагическими, предельно напряженными восклицаниями и тихими репликами женских голосов и внезапным обрывом в медленное, словно парящее в воздухе и оттого приобретающее смысл послания, звучание слов "смертию смерть разруши" - это главное, что вкладывал в свою "Всенощную" Рахманинов, тяжело переживавший кровопролитные события войны. Сегодня это сочинение, как и вся духовная музыка, связывающая общей традицией страны и народы, звучит особенно актуально.
Константин Рылов, главный дирижер Мариинского хора
- Хор Мариинского театра постоянный участвует в Пасхальном фестивале, и каждый год мы стараемся показывать в Москве что-то новое. На этот раз мы впервые представали на открытии хоровой программы два фрагмента из "Запечатленного Ангела" Родиона Константиновича Щедрина. Это наша новая работа: премьеру всей партитуры "Ангела" в Мариинском театре мы исполняли в декабре прошлого года. Конечно, нам хотелось бы и в Москву привезти эту работу полностью. Что касается "Всенощного бдения" Рахманинова, то мы исполняем это сочинение на каждом Пасхальном фестивале в одном из московских или подмосковных храмов. Нынешний фестиваль не стал исключением: "Всенощное бдение" мы исполнили в Одинцово. А в прошлом году представляли в Москве интереснейшую программу европейской музыки: "Шесть хоров на стихи Рильке" Хиндемита, "Три хора a"cappella на стихи Шарля Орлеанского" Дебюсси, "Три песни для хора" Равеля, сочинения Дворжака, Чайковского. Сейчас у нас в Мариинском театре появился новый Камерный зал имени Рахманинова. Мы уже пели там "Всенощное бдение" Рахманинова, а теперь планируем исполнить и нашу программу хоровых миниатюр. Конечно, хор Мариинского театра, прежде всего, оперный. В нашем репертуаре больше ста опер, причем, на разных языках - итальянском, немецком, чешском, французском, русском. И у нас не так часто находится время для выступлений с а"капельными программами. Но мы стараемся находить время, готовим новые программы и выступаем регулярно.
Справка "РГ"
Концерты хоровой программы Московского Пасхального фестиваля пройдут в Москве, в Одинцове, Рязани, Твери, Зарайске, Калуге, Александрове, Ростове Великом, Коломне, Туле, Истре, Егорьевске, Раменском, Реутове, Кубинке, Старице, Серпухове.
Заключительный гала-концерт хоровой программы состоится 8 мая в Концертном зале Чайковского. Подробности афиши на сайте Московского Пасхального фестиваля.