28.04.2022 07:17
    Поделиться

    Как живут родовые общины Якутии в условиях рыночной экономики

    Родовая община "Куту" из 380 человек - одна из самых крупных в Якутии. В век новых технологий эти люди продолжают жить рыбной ловлей, как и их предки много лет назад. Однако в современных реалиях делать это становится все сложнее.
    Из архива Лидии Атласовой

    150 блюд из рыбы

    Население Жиганского национального эвенкийского района - чуть больше четырех тысяч человек. Как в паре домов-муравейников в большом городе. А площадь - как у Таджикистана, более 140 тысяч квадратных километров. И жить в многоэтажке привыкшие к северным просторам люди никогда бы не смогли.

    Большинство членов "Куту" - эвенки, и рыбалка для них - часть образа жизни. По словам главы общины Лидии Атласовой, практически каждый житель Жиганска может приготовить до 150 блюд из рыбы. Ведь этот продукт сотни лет успешно заменял жителям Арктики все остальные.

    Занятость в якутской Арктике - больная тема: уровень безработицы здесь составляет 30 процентов. Представители коренных народов привыкли сами себя обеспечивать, но в третьем тысячелетии уловом за коммуналку не расплатишься. Поэтому родовые общины на Севере не только объединяют людей, но и решают проблемы занятости, бедности, а также уделяют внимание сохранению культуры.

    - Не все могут получить специальность или высшее образование, особенно в деревнях. В Жиганском районе постоянная работа есть в основном у бюджетников: школы, детсады, администрация, коммунальные службы - больше устроиться особо некуда. В основном представители КМНС занимаются тем, что умеют и к чему привыкли: охотой, рыболовством, оленеводством. При этом мы все-таки не в Африке живем: у нас благоустроенные дома с горячей водой и душем, наши дети учатся в вузах, и некоторые в Арктику не возвращаются. Мы, старожилы, не против - здесь остаются только те, кто живет так и не хочет по-другому, - говорит Лидия Атласова.

    "Не хотели Лену по кускам делить"

    Эвенки рыбачили на берегах Лены испокон веку, поэтому члены общины знают, когда и где в этот раз будет рыба. Однако глобальное потепление вносит коррективы: из-за повышения температуры река мелеет, меняется рельеф русла. В "Куту" хорошо помнят засушливое лето 2019 года, когда рыбы не было совсем: самые опытные тогда возвращались с одним "хвостом".

    Представители коренных народов привыкли сами себя обеспечивать, но в третьем тысячелетии уловом за коммуналку не расплатишься. Поэтому родовые общины на Севере не только объединяют людей, но и решают их проблемы

    Но если в природе после плохого года обязательно бывает хороший, с административными препонами сложнее. Представителям малочисленных народов сегодня приходится жить по законам рынка. А это значит делить земли, принадлежавшие их предкам, с кем-то еще.

    - Проведение аукционов на рыболовные участки ставит родовые общины в неравное положение. Мы привыкли рыбачить на своей земле и не хотели Лену по кускам делить. А тут сплошные ограничения: то какой-то ИП место занял, то промысловики, у которых объемы исчисляются тоннами. Пришлось хочешь не хочешь участвовать в аукционах - заняли два участка около деревни, где обычно рыбачим. Правда, добивались этого три года: была загвоздка с оформлением бумаг. По закону члены общины могут заниматься и любительским рыболовством, и добычей ресурсов в рамках традиционного образа жизни. На каждый вид - свои аукционы, сроки, процедуры и отчеты, - сетует Лидия Атласова.

    Однажды после визита в Жиганск представителя Росрыболовства общину едва не оштрафовали на 100 тысяч рублей. После посещения участков инспектор нашел нарушение: не ведется ежедневный журнал лова. Выдал предписание об устранении. Что нужно вести такой журнал, да еще и на все 300 человек сразу, никто в "Куту" не знал, а у пожилого бригадира чуть инфаркт не случился. Шесть толстенных отчетных книг пришлось заполнять задним числом, а к рассмотрению их приняли только после жалобы в Москву. Правда, штраф в итоге аннулировали, ограничившись замечанием.

    На двух участках, которые удалось застолбить общине, ловят омуля, ряпушку, щуку, осетра, сига, ленка, тайменя и нельму. Основная рыбалка приходится на осень и зиму. К началу следующей путины председатель намерена предложить членам "Куту" выбирать какой-то один вид рыболовства, чтобы история не повторилась.

    По законам рынка

    В 1992 году Якутия стала первым субъектом РФ, парламент которого принял закон "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера". Сегодня законодательная база региона по КМНС включает в себя 17 различных нормативно-правовых актов. Однако "белых пятен" все еще много.

    На III съезде родовых общин, который прошел в Якутске в конце марта, многих интересовало, когда представителям КМНС разрешат заниматься производством и предпринимательством.

    - Люди спрашивают, почему нельзя создать бригаду, наловить какой-то объем рыбы и продать его, ведь нам нужны деньги. Но некоммерческим организациям этого делать нельзя. Даже бартер под запретом, иначе рискуешь нарваться на штраф. Хотя в уставе "Куту" написано, что заниматься коммерцией разрешено, если это не противоречит целям и задачам деятельности общины. Участвовать в федеральных программах по развитию сельского хозяйства, а значит, претендовать на субсидии мы тоже не вправе. На съезде были представители других регионов страны - оказалось, у них те же сложности, - рассказывает глава общины.

    Одной из целей федерального закона о господдержке предпринимательства в Арктической зоне, который заработал в июле 2020 года, было дать местному бизнесу "зеленый свет". Община "Куту" объединилась с центром подготовки рабочих кадров "Арктика", чтобы открыть цех по переработке рыбы и дикоросов.

    Бизнес-план и устав будущего ООО уже готовы, дело за земельным участком для размещения цеха, средствами на закупку оборудования и кадрами. Даже если все получится, общине придется привыкать жить по законам рынка. А это значит надо обеспечить качество продукции, продумать логистику и найти рынки сбыта. Прецеденты, когда подобный бизнес хорошо стартовал, а потом заглох, в якутской Арктике уже были.

    В переводе с эвенкийского "куту" означает "удача". И судя по темпам решения проблем, этим людям она понадобится. Представители коренных малочисленных народов Севера, которых в Якутии около 40 тысяч человек, по-прежнему остаются одним из самых незащищенных слоев населения.

    Справка "РГ"

    В Якутии проживают представители шести коренных малочисленных народов Севера: эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи и русские арктические старожилы.

    Процесс формирования родовых общин в республике начался в 90-е годы прошлого века. Сегодня в 21 районе Якутии образованы 62 территории традиционного природопользования местного значения, которые занимают 53,7 процента общей площади республики. На них ведут деятельность 206 родовых общин коренных малочисленных народов Севера: пасут оленей, рыбачат и охотятся.

    Поделиться