- Спрос на отечественные воздушные суда по понятным причинам растет, а SSJ-100 - это единственная серийная машина, которая производится в России такими партиями, - подчеркнул губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. - Сейчас на стапелях комсомольского завода - 226-я машина. Несмотря на ограничения поставок импортного оборудования для изготовления SSJ-100 работа предприятия не останавливается. Имеющийся задел позволит продолжать их сборку до конца 2022 года.
Напомним, эти самолеты выпускает филиал "Региональные самолеты "ПАО "Корпорация "Иркут". С 2018 года компания ведет разработку новой версии летательного аппарата - SSJ-New.
- Ставится задача плавного наращивания выпуска SSJ-New и сокращения SSJ-100, - пояснил Александр Пекарш, генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, включенного в производственную цепочку филиала корпорации "Иркут". - В июне мы должны выдать первый образец, в июле - второй и в ноябре - третий. Учтены недостатки предыдущего самолета, в частности, усовершенствован каркас, на 1,3 метра удлинено крыло. В свете последних событий форсируем работы, связанные с импортозамещением.
В новом российском лайнере 97 процентов иностранных систем и компонентов будут заменены на отечественные аналоги. По словам Александра Пекарша, российские комплектующие начали поступать на завод, они проходят входной контроль.
- Импортозамещенная версия SSJ-New в ближайшие два года должна встать на крыло. Тем более что в следующем году планируется поставка отечественных моторов, - сообщил Михаил Дегтярев. - В условиях санкционного давления важно не сбавлять темпов выпуска продукции, наращивать их, приумножая рабочие места. Кстати, КнААЗ последние четыре года находится под санкциями. И, как мы видим, на производство существенного влияния они не оказали.
Более того, авиазавод не зависит от поставок режущего инструмента из-за рубежа. На его территории действует компания "СКИФ-М ДВ" - дочернее предприятие российского лидера по разработке и выпуску твердосплавных фрез и сверл для обработки авиационно-космических материалов.
- Здесь у нас полноценный участок по изготовлению на высокоточных станках инструмента, который ничем не уступает импортному, - объяснил исполнительный директор компании Евгений Кон. - 90 процентов нашей продукции потребляет завод имени Гагарина, остальное отправляем в другие регионы, в том числе на авиационные заводы Казани, Новосибирска, Арсеньева. А твердосплавные пластины - полностью разработка "СКИФ-М", и они запатентованы. Выше степени импортозамещения просто быть не может: у нас практически все отечественное, в том числе сырье.
Предприятие работает в три смены пять дней в неделю. За 2021 год здесь произвели более десяти тысяч единиц инструмента и переточили еще около 20 тысяч. В ближайшем будущем за счет организации непрерывной работы и увеличения парка технологического оборудования компания намерена кратно увеличить выпуск продукции.
- Мы планируем масштабировать это производство, ведь металлорежущий инструмент нужен не только на авиапредприятиях, но и на всех машиностроительных заводах, - отметил губернатор. - По моему поручению краевое министерство промышленности и торговли окажет содействие предприятию, чтобы включить его и в региональную, и в федеральную программы по субсидированию закупки нового оборудования.
Еще один пример успешного импортозамещения - внедрение резидентом ТОР "Комсомольск", компанией "Нефтемаш Восток Сервис" технологии сборки насосов разного уровня сложности. Оборудование российского производства не уступает немецким аналогам по качеству, но наполовину дешевле. Сроки поставки до конечного получателя короче на 30-40 процентов. Возможности предприятия позволяют собирать ежемесячно от 10 до 50 насосных агрегатов для энергетического комплекса, нефтепереработки, химического и горнорудного сектора. При этом большая часть деталей и комплектующих российского производства, что значительно снижает риски срыва поставок.
Замещение иностранной продукции идет и в других сферах экономики. Так, по словам главы администрации Комсомольска-на-Амуре Александра Жорника, Горводоканал занялся поиском аналогов импортных комплектующих и оборудования и заменой реагентов на отечественные. Ту же работу ведут на предприятиях ТЭК города.
- Крупнейшие компании страны постоянно присылают свои предложения, прямо указывая, что им нужно по ОКВЭД и конкретным товарным позициям. Мы совместно с минпромторгом РФ сейчас систематизируем эту информацию: какие группы товаров нужны и в каких масштабах, где будет локализовано конкретное производство. Все необходимые для этого условия в крае созданы в преференциальных режимах ТОР и СПВ, - напомнил зампред правительства края - министр экономического развития Виктор Калашников. - Правительство региона готово всячески содействовать предпринимателям, у которых есть желание и возможности заполнить эти ниши, начать производство.
Правительство Хабаровского края, филиал компании "Сухой" Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" и профессиональные образовательные организации региона подписали соглашение о создании образовательно-производственного кластера "Машиностроение". Его ключевым учебным заведением станет Губернаторский авиастроительный колледж в Комсомольске-на-Амуре.