Едкий черный дым сгустился над Мариуполем. Его было видно за многие километры от города. Пока мы, блуждая между короткими улочками разрушенного города, пробирались к "Азовстали", все более отчетливо слышались разрывы ракет и снарядов. Где-то в небе летали российские штурмовики, но времени их рассматривать не было.
В сопровождении военных удалось подняться на разбитую крышу одной из пятиэтажек. Нас строго предупредили, что времени на съемки мало. Расстояние до комбината чуть больше километра, а их снайперы ведут прицельную стрельбу на два километра. Так что пришлось снимать через дыры пробитой крыши. Вокруг завода разбитые и сгоревшие частные дома. На рельсах - пробитые цистерны и сгоревшие вагоны. Слышны взрывы, и четко видно, откуда исходит этот зловещий смог.
В районе Мариуполя, где побывали журналисты "Российской газеты", осталось очень мало жильцов, а те, кто еще не покинул дома, делят свой кров с военными. Так легче. Гуманитарную помощь сюда не доставляют, опасно. Военные помогают с продуктами и водой. Кому-то удается пройти в центр и получить гуманитарку. Везут ее себе и соседям.
Ночью зажигать свечи и передвигаться запрещено. Действует комендантский час. На каждом перекрестке стоят блокпосты: идет проверка документов у всех въезжающих и выезжающих.
Практически все дома здесь разбиты, а на улицах и дворах можно увидеть трупы мирных граждан и солдат нацбатальонов. У всех людей одни и те же вопросы: когда прекратится стрельба и какие новости? Отсутствие информации приводит к неверию и растерянности.
Следующая цель нашей поездки - увидеть, как работают силы МЧС ДНР, разбирая разрушенные дома и сожженную технику в городе. На выезде из города техника МЧС увозит от дома сгоревшие автобусы, которые использовали украинские ВСУ, чтобы перегородить улицу. Работа очень напряженная и сложная. Стоять рядом нельзя. Но нам удается сделать снимки.
Еще одна малоприятная поездка перед отъездом из "Марика", так ласково называют Мариуполь военные, на городское кладбище. Несмотря на продолжающиеся боевые действия, в городе проходят мероприятия по поиску останков погибших, их идентификации и захоронению. Организованы работа морга и сбор тел. А эксперты приступили к документированию фактов смертей и выдаче соответствующих свидетельств родственникам. На деревянных крестах, установленных на свежих могилах, нанесены только цифры. Но по ним можно узнать, опознано тело или нет. Сейчас сбор тел погибших ведется в освобожденной части города. По мере изменения линии фронта география поисковых мероприятий будет расширяться.
Российские войска и силы НМ ДНР окружили Мариуполь 7 марта, а 21 апреля министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что город полностью освобожден, но на заводе "Азовсталь" остаются более двух тысяч боевиков из националистического батальона "Азов" (запрещен в России).