04.05.2022 02:35
Поделиться

30 лет назад в Киргизии появился Фонд госматрезервов

kaktus.media
Что сегодня из себя представляет стратегический запас государства, кто отвечает за его сохранность и как изменилась деятельность Фонда государственных материальных резервов (ФГРМ) за последние годы? На эти и другие вопросы "РГ" ответил председатель фонда Базарбай Мусабеков.

Базарбай Абдыкеримович, как сегодня формируется Фонд госматрезервов республики?

Базарбай Мусабеков: Для того чтобы понять специфику нашей работы, я сначала расскажу, как устроен сам фонд. Он включает в себя две обособленные, не зависящие друг от друга структуры - государственный и мобилизационный фонды. Они созданы для образования и хранения запасов продовольствия, топлива, лекарств и других важнейших видов промышленно-сырьевых материалов, предназначенных для использования в кризисных ситуациях.

Формируется фонд госматрезервов на основании разработанных среднефизиологических норм потребления в сутки основных продуктов питания и других нужд населения. Ассортимент и сроки, на которые его должно хватить, утверждает правительство.

Обновление запасов производится в зависимости от сроков хранения, что позволяет избежать их порчи. Это обязательное требование. В случае введения чрезвычайного положения фонд госматрезервов сможет в течение 90 дней покрывать потребности малообеспеченных жителей республики. Это порядка 25 % всего населения страны.

Почему в дни, когда в республике наблюдался ажиотажный спрос на сахар, были разбронированы госрезервы этого продукта? В стране ведь не было ни военного, ни чрезвычайного положения.

Базарбай Мусабеков: Если выражаться профессиональными терминами, такие акции называются продовольственными интервенциями. Эта мера применяется в качестве инструмента регулирования экономических процессов в системе рыночных отношений. Задействовав товарные запасы из резервов, удается повлиять на цены и конъюнктуру рынка.

Вы неоднократно говорили о необходимости преобразований в работе возглавляемой вами структуры. Каких конкретно?

Базарбай Мусабеков: Во-первых, необходимо разработать номенклатуру продовольствия в соответствии с законом о продовольственной безопасности и уже в соответствии с ней принимать решение о разбронировании той или иной группы продуктов. Во-вторых, при формировании резервов фонда больше использовать продукции отечественных производителей. В-третьих, внимательно отслеживать сроки годности и условия хранения продуктов.

Также следует дооборудовать складские помещения госматрезерва, чтобы они отвечали современным требованиям к хранению материальных ценностей. Также необходимо завершить аккредитацию лаборатории по сертификации зерна на соответствие международному стандарту (ISО) и подтвердить ее компетентность через госорганы Российской Федерации или другие международные организации в этой области в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза.

К сожалению, в настоящее время страна обеспечивает себя самостоятельно необходимыми продуктами питания лишь наполовину, остальное закупается за рубежом. Однако ситуация может измениться в любой момент. Пример тому - закрытие границ во время пандемии. Никто не даст гарантии, что такое не повторится. Именно потому сейчас мы уделяем больше внимания приобретению продовольствия, производимого внутри страны.

Главное препятствие для нашей эффективной дальнейшей работы - изношенные основные фонды. Материально-техническая база была сформирована еще в советское время в 1940-1960 годах, ее износ сейчас превышает 70 процентов.

Причиной такого положения стало то, что долгое время структуры госматрезерва практически не финансировались и управление ими не отвечало современным требованиям. Ситуация начала меняться лишь в прошлом году, когда на реконструкционные работы стали выделять средства из бюджета.

Вы разработали новую стратегию развития ФГМР. Что она из себя представляет?

Базарбай Мусабеков: В документе предусмотрено несколько мер. Прежде всего это устранение несоответствия нужд министерств и ведомств созданным запасам. В данном случае необходима концентрация продовольствия только на предприятиях, входящих в систему государственного материального резерва, чтобы минимизировать затраты на его хранение. Эта процедура сейчас - дорогое удовольствие.

Второй, не менее важной задачей, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, является убыточность операций купли - продажи запасов государственных материальных резервов. Здесь необходимо задействовать современные инструменты хеджирования - управления рисками, для чего стоит использовать аккредитивы и банковские гарантии.

Ключевой вопрос

Есть ли у вас возможность использовать зарубежный опыт и насколько он подходит для Кыргызстана?

Базарбай Мусабеков: Мы тесно сотрудничаем с Дмитрием Гогиным, который возглавляет Комитет по государственным материальным резервам России (Росрезерв). Кстати, этой структуре в 2022 году исполнилось 90 лет. Особенно полезен нам опыт работы сотрудников российского научно-исследовательского института проблем хранения Росрезерва.

Он является единственным в РФ многопрофильным научно-исследовательским учреждением, обладающим более чем восьмидесятилетним опытом в области длительного хранения товаров и материалов. Российские ученые помогают нам в разработке рекомендаций, касающихся условий и сроков хранения пищевых продуктов, ГСМ, промышленных товаров.

Должен сказать, что страны СНГ создали консультативный совет, который принял концепцию сотрудничества органов государственной власти, осуществляющих управление материальными резервами в государствах-участниках Содружества, до 2030 года.