Как отметили в Центре общественных связей ФСБ России, накануне битвы за Берлин перед органами военной контрразведки "Смерш" была поставлена задача разыскать и арестовать Гитлера и других главарей нацистской Германии.
В составе наступающих частей 1-го Белорусского фронта военные контрразведчики штурмовали рейхстаг и рейхсканцелярию с оборудованным в ее дворе "фюрербункером" - тщательно укрепленным, забетонированным подземным сооружением, в котором последние месяцы войны прятались Адольф Гитлер и его министр пропаганды Йозеф Геббельс.
"Несмотря на серьезность положения, мы еще 28 и 29 апреля не знали окончательных намерений Гитлера. Только во второй половине дня 30 апреля он вызвал меня и моего адъютанта к себе", - дал показания советским контрразведчикам Баур.
По его словам, Гитлер пожал ему руку и поблагодарил за долгую службу и снял со стены портрет императора Фридриха работы Рембрандта.
"Я дарю его вам на память. Это мой сам любимый портрет. Постарайтесь выбраться отсюда. Где ваши самолеты", - попрощался со своим личным пилотом фюрер.
После этого он сказал, что русские находятся уже на Потсдамской площади и, применив сонный газ, могут захватить его живым... Я попрощался с ним, уже больше не видел его", - пояснил пилот. При этом, согласно его показаниям, он держал несколько самолетов на случай, если Гитлер решит покинуть Берлин.
К началу апреля самолеты отряда фюрера стояли на шести аэродромах Берлина, а после форсирования Красной армией Одера под посадочную площадку переделали шоссе возле Бранденбургских ворот.
"Каждую ночь из Берлина в Берхтесгаден вылетало 4-5 самолетов, груженных делами, багажом и людьми. Самое трудное в этом было поддержание связи с самолетами и получение их обратно", - заявил Баур.
По его словам, 1 мая 1945 года, на следующий день после самоубийства Гитлера, остававшиеся в рейхсканцелярии члены нацистской верхушки и военные пытались спастись.
Согласно показаниям Баура, все находившиеся в рейхсканцелярии были разбиты на боевые группы, которые с 9 вечера стали незаметно для русских покидать убежище.
Его самого включили в группу генерала Раттенхубера, который был начальником личной охраны Гитлера. Эта группа в 10 вечера 1 мая ушла из рейхсканцелярии через служебный ход и проследовала в туннель берлинского метро на станции Кайзерхоф.
"В темноте мы заблудились и вышли к станции Жандарменмаркт вместо станции Фридрихштрассе. По горящим улицам дошли до вокзала Фридрихштрассе. Выйдя к противотанковым заграждениям на Вайденаммбрюкке, мы встретились с Борманом и Науманом", - рассказал Баур. По его словам, вокзал находился под мощным артобстрелом советских войск, также ведших сильный огонь из пулеметов.
"На углу Фридрихштрассе и Цигельштрассе огонь был совершенно дикий. На моих глазах был убит правительственный советник Хегель. Доложив Борману, что без танков пройти нельзя, я остался около него, так как он мне запретил ходить в разведку: "Вы мне еще нужны как пилот", - показал Баур.
В последний раз Баур видел Бормана, по его воспоминаниям, в 3 часа ночи 2 мая 1945 года, когда тот вместе с Науманом и личным хирургом Гитлера Людвигом Штумпфеггером "свернули за угол на Цигельштрассе".
"Что с ним стало дальше, не знаю, но предполагаю, что он убит, так как обстрел в этом участке был очень сильный... Прорваться нам не удалось", - отмечал Баур. Он был ранен и взят в плен 2 мая.
По данным ЦОС ФСБ, после захвата 2 мая 1945 года "фюрербункера" и задержания органами "Смерш" находившихся в бункере и пытавшихся сбежать из Берлина эсэсовцев начался кропотливый сбор информации о местах возможного нахождения всех высших руководителей Третьего рейха.
Среди свидетелей последних дней нацистского фюрера были начальник обороны сектора "Цитадель" (рейхсканцелярия и бункер) Вильгельм Монке, начальник личной охраны Гитлера Ганс Раттенхубер, старший камердинер Гейнц Линге, личный адъютант Отто Гюнше и личный пилот, командир "эскадрильи фюрера" Ганс Баур.
Их неоднократные допросы об обстоятельствах смерти Гитлера сохранились в материалах Центрального архива ФСБ России, Государственного архива Российской Федерации, а также в отдельных следственных делах, по которым они проходили в качестве военных преступников.
Из показаний очевидцев следовало, что покончили жизнь самоубийством Адольф Гитлер и сочетавшаяся с ним накануне браком Ева Браун 30 апреля 1945 года.
А 1 мая за ними последовали Йозеф и Магда Геббельс, предварительно убившие шестерых своих детей, трупы которых советские солдаты обнаружили в бункере.
13 мая 1945 года сотрудниками "Смерш" в саду рейхсканцелярии было обнаружено место погребения обгоревших трупов Гитлера и Браун, подлинность которых подтвердили многочисленные судебно-медицинские экспертизы.
В 1998 году экспертиза ДНК окончательно установила, что Борман также погиб в Берлине 2 мая 1945 года.
Кстати, в некоторых материалах фамилия личного пилота Гитлера пишется "Бауэр". Как, например, в публикуемом "РГ" документе НКВД. Это, как пояснили в ФСБ автору, ошибка.