При восстановлении модель попытались усовершенствовать с учетом современных реалий: конкурс по-прежнему имеет четырехлетний "олимпийский" цикл, но при этом проходит ежегодно - теперь по очереди сменяют друг друга классический танец, современный, народно-характерный и отдельное соревнование хореографов.
Из московского Концертного зала имени Чайковского конкурс переехал - сначала его принимал театр имени Сац, потом он несколько раз проходил в Ярославле. В этом году в качестве принимающей стороны дебютировала столица Марий Эл - Йошкар-Ола, где находится один из самых молодых в России оперных театров, получивший в 2014 году новое здание.
Как отметил член жюри Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского театра, сам неоднократно проводивший конкурс "Гран-при Сибири", редко где ежедневные рабочие просмотры собирают полные залы, как это случилось в Йошкар-Оле. Причем залы эти были заполнены преимущественно целевой публикой - студентами колледжа культуры и искусств, которое было образовано для того, чтобы обеспечить кадрами местную балетную труппу. Поэтому особенно кстати была образовательная часть программы с лекциями и мастер-классами.
Вероятно, сегодня, когда конкурсов великое множество и они перестали играть какую-то роль в судьбе лауреатов, их смысл может быть как раз в том, чтобы нести просветительскую миссию в города, не избалованные событиями подобного значения.
Собственно соревновательный смысл сегодня размыт. Вероятно, во многом из-за того, что все конкурсы, и Всероссийский не исключение, выстроены по модели, придуманной полвека назад. Тогда над ее созданием работали лучшие теоретики и практики хореографии, поэтому конкурсы отражали - и провоцировали - новейшие достижения искусства. Сегодня программа выглядит отставшей от реальности и непродуманной: так, конкурс в современной хореографии даже не рискует определиться, с балетом ли он или с танцем.
Для актуального искусства это вопрос принципиальный. Формально ограничений нет - допущены представители обоих направлений. Но подавляющее большинство в жюри, художественным руководителем которого является Юрий Григорович, составляют мэтры классического балета. Неудивительно, что высшие оценки достались правоверным классикам с академической базой.
Так, в младшей группе у юношей высшие награды (первая премия не присуждена) отдали Богдану Бахматову из Челябинска и студенту Якутской балетной школы Ивану Одинцову, которые явно могут рассчитывать на сольную карьеру в балетных труппах своих городов. В старшей лидерами оказались ведущая солистка Воронежского театра оперы и балета Диана Кустурова (первая премия) и Юрий Выборнов, солист Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (вторая премия, первая у мужчин тоже не востребована). Не преуменьшая их успехов, имеет смысл запомнить имена партнерши Одинцова Алисии Пак (благодаря обаянию, темпераменту и харизме они смогли победить свой некондиционный конкурсный репертуар), петербуржцев Анастасии Трифоновой и Михаила Присекина (у него третья премия в старшей группе), Айгули Бузаевой из Казани (вторая женская премия) и представительницы Йошкар-Олы Елены Полушиной (третья премия в младшей группе).
А номера, которые показали участники, в большинстве своем были бы органичны для эстрады или танцевальных телепроектов, но никак не для серьезной сцены. Возможностью постановки для конкурса не воспользовался ни один из сколь-нибудь заметных российских хореографов - и это тоже предсказуемо, когда среди членов жюри почти нет тех, кто работает в сфере современного искусства танца. Дипломы за хореографию достались Алексею Рукинову, Элине Кавалеровой, Тимофею Жилину и Соне Овсепян.
Из Йошкар-Олы большинство участников Всероссийского конкурса быстро переместилось в Пермь на другой конкурс - "Арабеск", а в июне многие из них появятся в Москве на международном конкурсе в Большом театре.