В Башкирии из-за допнагрузки учителей страдает качество образования

Подсчитать, сколько бродячих псов ходит у школы, сфотографировать припаркованные на газонах автомобили, сорвать со столбов объявления, организовать питание в школьной столовой, собрать информацию об отдыхе детей... Это лишь малая часть поручений, которые в течение года дают обычному учителю. От проверки тетрадей, подготовки планов и отчетов, общения с родителями педагогов тоже никто не освобождает. Как в таких условиях найти время и силы, чтобы достойно выполнять свою основную функцию - сеять разумное, доброе, вечное? Вопрос освобождения учителя от чрезмерной бюрократической и непрофильной нагрузки сегодня на повестке дня депутатов и чиновников федерального и регионального уровней.
Петр Коннов/РГ

Завалили бумагами

- Результаты социологических исследований, проведенных за последние три года, свидетельствуют: учителя заполняют не менее 49 видов документов. Согласно международному исследованию, наша система образования самая забюрократизированная среди аналогичных в 36 странах мира: школьный педагог в России трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов, отчетов, подготовку к урокам более 15 часов, - отметил заместитель председателя госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов.

Интересные результаты показал опрос, проведенный среди 4,5 тысячи учителей республики институтом стратегических исследований Академии наук РБ. Немало респондентов в числе препятствий для нормальной учебной деятельности выделили слабую оснащенность школ, ленивых учеников и отсутствие диалога с родителями. 85 процентов опрошенных жаловались на обилие отчетов и поручения, не связанные с их непосредственной деятельностью.

По мнению председателя комитета госсобрания РБ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиля Асадуллина, из-за дефицита времени у учителя, который физически не успевает выполнять непосредственные обязанности - работать с детьми - ухудшается качество образования. А излишняя бюрократизация отпугивает молодых педагогов: они не выдерживают прессинг и уходят из профессии.

Каждому свое

Как сообщил министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, этой проблемой занимаются и на федеральном уровне. Минпросвещения утвердил конкретный перечень документов, которые должен заполнять учитель. В список входит не только составление различных учебных программ, но и ведение электронного журнала и дневника школьника. И хотя педагоги жалуются, что тратят на последний пункт очень много времени, министр уверен, что электронный журнал, наоборот, помогает экономить силы учителя:

- Журнал создан в государственной информационной системе "Единая электронная образовательная среда РБ" и дает возможность собирать более 100 видов отчетов автоматически, буквально нажатием нескольких клавиш. Сведения вносятся в систему один раз в начале учебного года. При необходимости директор школы или проверяющие могут ими воспользоваться без привлечения учителя. Некоторые школы при этом продолжают вести еще и бумажную версию журнала, но делать этого не нужно! - подчеркнул Айбулат Хажин.

Он считает: учителя тратят немало времени на выполнение поручений, поступающих из различных ведомств. К примеру, их просят обеспечить явку учеников на какое-либо мероприятие, не предусмотренное школьным планом.

- Иногда доходит до абсурда: велят помыть забор на центральной улице, ходить по квартирам и раздавать пожарные извещатели, фотографировать автомобили, припаркованные на клумбе. Недавно одному из директоров поступил запрос о цене закупаемой гречки. Мы стараемся пресекать подобные запросы, но меньше их не становится. Они носят авральный характер и никак не оплачиваются. Это явно перегружает учителей. Если мы не встанем на их защиту, скоро некого будет защищать, - отметил чиновник.

Разгружают или нагружают?

Директор стерлитамакской гимназии N1 Риф Тажиев говорит, что хоть и уменьшили количество обязательных отчетов для учителей, нагрузка только растет. Во-первых, потому что сохранилось количество обязательных или рекомендованных мероприятий с требованием отчитаться после их проведения. Во-вторых, в дирекцию школы приходит огромное количество гугл-таблиц, анкет, отчетов, которые нужно заполнить и отправить буквально на следующий день. И эту обязанность перекладывают на учителей.

По словам Рифа Тажиева, нагрузка особенно возрастает под конец года, когда нужно успеть провести все запланированные по программе уроки, а тут сваливается целая куча всевозможных мероприятий - концерты или собрания.

- К примеру, в этом году последний звонок девятиклассников неожиданно перенесли с 25 на 18 мая, и нам сложно перекроить учебный план, чтоб успеть пройти все темы, - рассказывает Риф Тажиев. - Страдает учебный процесс и в связи с Всероссийскими проверочными работами, из-за которых приходится отменять уроки и опять-таки дополнительно привлекать учителей. Поэтому мы предлагаем использовать международный опыт, когда качество образования оценивают, проверяя отдельные школы, а не все подряд.

Он считает, что увеличение проверочных работ не привело к повышению качества образования, поэтому лучше тратить время на обучение, а не на проверку знаний.

Дело в деньгах

Любая, даже профильная, нагрузка должна достойно оплачиваться. Как заявила руководитель Гострудинспекции в РБ Татьяна Астрелина за последние два года в ведомство поступило 311 обращений от работников образования. Более 90 процентов из них были связаны с заработной платой.

- С точки зрения законодательства, получение зарплаты в размере МРОТ (у нас в регионе это 15 973 рубля) - не нарушение. Но с точки зрения здравого смысла и исходя из социально-экономической ситуации, оно свидетельствует о бедственном положении наших педагогов, - сказала Татьяна Астрелина.

Она отметила, что в регионе зарплата работников сферы образования варьируется от 15-17 тыс. до 80 тыс. рублей в месяц. Проблема кроется в действующем постановлении правительства РБ N374 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования РБ", в котором нет четкого определения перечня и критериев начисления стимулирующих выплат учителям и воспитателям. Сегодня решение по ним должны принимать директоры школ и заведующие детскими садами персонально по каждому работнику с учетом мнения профсоюза. Однако жалобы, поступающие в надзорное ведомство, доказывают: на самом деле выплаты зависят только от личного отношения руководителя, наличия финансирования и выполнения общих показателей, а не от качества работы сотрудника.

По словам главного гострудинспектора РБ, в том же постановлении есть пункт, который противоречит Трудовому кодексу РФ. Так, в документе указано, что учителям за замену коллеги идет почасовая оплата, тогда как в ТК РФ нет понятия "замещение", соответственно платить за допчасы педагогам должны больше, чем за основную работу. И это легко можно доказать в суде. К примеру, в Кумертау гострудинспекция добилась выплаты учителю, замещавшего коллегу, сверхурочных в двойном размере.