Римма Богатырева, рассказывая свою историю, уже почти не плачет. Полтора года ушло, чтобы доказать - не обманщица. Летом 2020 года, выйдя из отпуска по уходу за детьми, женщина обратилась в центр занятости и представила, как тогда казалось, все необходимые документы. Повода для отказа в постановке на учет специалисты центра не нашли. С июля по январь Римма получила 71 502 рубля 82 копейки. Однако в феврале 2021 года ее особым приказом сняли с учета и попросили срочно вернуть все деньги.
- Сижу дома, кормлю ребенка и получаю письмо, в котором написано, что на меня подадут в суд, так как я обманным путем все это время получала пособие по безработице, - вспоминает Римма. - Я, конечно, пошла разбираться. Поразило, что на меня сразу начали смотреть как на аферистку, которая намеренно пыталась обмануть государство... на 10 тысяч рублей в месяц.
До декретного отпуска Римма работала риелтором в частной фирме. Некоторое время сотрудничала с крупным банком по договору оказания агентских услуг. Последнюю выплату по этому документу в размере двух тысяч рублей она получила еще в 2016 году. Женщина наивно полагала: раз ни услуг, ни вознаграждения нет, то договор больше не действует. И совершенно напрасно.
- Я забыла про этот договор, не знала, что он бессрочный и его нужно расторгнуть, - это признаю. Знала бы - давно расторгла, не стала бы себя подставлять, оформляясь на учет в службу занятости, - разводит руками Римма. - Но я действительно за пять лет не получила ни копейки от банка - все эти сведения, как потом выяснилось, есть в Пенсионном фонде.
В центре занятости населения и в минсоцзащиты с этим согласились. На момент постановки Риммы Богатыревой на учет сведений о ее формальной занятости у чиновников действительно не было. А как появились - сразу и отреагировали: dura lex sed lex (закон суров, но это закон. - Прим.ред.).
- При постановке на учет мы сами запрашиваем и получаем сведения о фактах трудовой деятельности. Да, гражданско-правовые договоры - это не трудовая деятельность, но это свидетельство того, что человек занят. А занятого, и мы везде об этом говорим, нельзя признать безработным, - пояснила корреспонденту "РГ" начальник отдела трудоустройства и спецпрограмм министерства социальной политики и труда Удмуртии Ольга Косякина.
Римма Богатырева первой подала суд, дабы опротестовать формулировку об "обманном" получении денег. Представила справки из банка об отсутствии выплат, настаивала, что раз их не было, то не было и злого умысла и обмана. Однако районный суд не счел доводы женщины убедительными.
Затем уже министерство труда через суд потребовало от Богатыревой вернуть полученное пособие.
Деньги от государства действительно помогли Римме и ее семье (маленькие дети, пожилая мама, муж, лишившийся заработка) в период пандемии, оказавшись единственным источником средств для существования. Богатырева подала апелляцию в Верховный суд Удмуртии. Ровно через 13 месяцев после снятия женщины с учета в центре занятости за "обман" при получении пособия вернулась надежда на благоприятный исход.
"Сам по себе факт наличия гражданско-правового договора, заключенного еще до обращения ответчика в Центр занятости населения и официально не расторгнутого на момент такого обращения, не подтверждает того, что полученные ответчиком спорные денежные средства (пособие по безработице) подлежат квалификации в качестве его неосновательного обогащения. Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособия презюмируется, то, как указано выше, обязанность по доказыванию недобросовестности при получении пособия возлагается на истца, требующего их возврата, который, в свою очередь, не доказал, что ответчик действовала недобросовестно с целью получения пособия обманным путем", - говорится в апелляционном определении коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2022 года.
- Это тот самый случай, когда обе стороны конфликта, по сути, правы: у ответчика не было злого умысла, а истец действовал строго по закону, - говорит юрист Алексей Ильин. - Причиной конфликта стал формальный повод. Не исключаю, что если бы специалисты городской службы занятости не предприняли никаких действий после получения сведений о наличии договора у гражданки, им самим пришлось бы отвечать перед вышестоящим руководством.
У регионального минтруда есть три месяца для обжалования определения ВС Удмуртии. Представитель ведомства Ольга Косякина считает это дело уникальным в истории службы и надеется, что оно останется единственным. Сегодня портал "Работа в России", через который идет межведомственное взаимодействие, работает без сбоев, и все сведения и документы службы занятости получают вовремя.
А юрист уверен, что это дело - повод для законодателей задуматься о внесении каких-то изменений в правила и нормы получения пособия по безработице. Хотя бы для того, чтобы многодетных матерей не считали мошенницами.
В Кирове в центральной городской библиотеке имени Пушкина для участников второго этапа проекта "Школа семейного бюджета" состоялась конкурсная программа "ФинКвиз". Ранее в течение трех месяцев для всех желающих проводились занятия в рамках реализации проекта, ставшего победителем грантового конкурса по поддержке лучших практик и потенциала библиотек в сфере развития финансовой грамотности. Сотрудники Банка России провели цикл лекций, на которых участники проекта узнали, что делать, если не хватает денег, как составить финансовый план семьи и как не стать жертвами финансовых мошенников.
В "ФинКвизе" приняли участие три команды слушателей школы. В шести раундах участникам предстояло вспомнить названия финансовых операций, рассчитать стоимость кредита и составить семейный бюджет. Капитаны команд соревновались в объяснении банковских терминов. В раунде "Кино и мультфильмы" предлагалось вспомнить главных героев по фото- и видеофрагментам, где речь идет о деньгах. Блицтур был посвящен валюте разных стран. Члены жюри отметили достойную финансовую подготовку участников, их умение быстро реагировать на каверзные вопросы. Всех участников квиза поощрили призами, игроки команды-победителя получили подарочные сертификаты книжного магазина.