Шутки шутками, но на самом деле новый спектакль Филиппа Разенкова, первый в его статусе художественного руководителя коллектива, глубокий и философский. Режиссер отдает дань традиции: в театре с "легкомысленным" названием никогда не избегали серьезного разговора со зрителем и всегда старались не идти проторенными тропами. Вот и новый спектакль создан драматургами Константином Рубинским и Максом Трефой с чистого листа для конкретных актеров, поэтому, наверное, и "сел" на исполнителей, как влитой, нигде не жмет и не велик.
В основе постановки - музыка Таривердиева, как широко известная (из фильмов "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы"), так и мало кем слышанная.
- Я родился в 1987-м еще в Советском Союзе, - говорит режиссер. - И у меня есть интерес - человеческий, творческий - прикоснуться к тому времени. "Ты не прощайся" для тех, кто знает и любит Таривердиева. А для кого-то его музыка станет открытием.
Сюжетная линия музыкальной притчи проста и наполнена философским смыслом: главный герой, человек зрелых лет и "невыразительной судьбы", опаздывает на поезд, который должен был отвезти его к морю. К его прошлому, к женщине, когда-то любимой. Он пытается догнать, встречая по дороге разных людей и… самого себя, когда-то непонятого, невыслушанного, себя же предавшего.
- В музыке Таривердиева, помимо тонко чувственной меланхолии, есть нечто большее - это тема человеческого пути, - говорят в театре. - Не случайно у композитора немало произведений связано с поездами, перронами и ожиданием. Как не случайно одной из первых ушедших в народ его песен стала бесхитростная и мудрая "На Тихорецкую состав отправится".
Заслуженный артист России Павел Дралов в роли Максима получил нечастую возможность проявить талант драматического артиста и воспользовался ею в полной мере. Его герой, то застегнутый на все пуговицы, то гротескно эмоциональный, то ранимый, проживает каждый эпизод, меняясь, открывая что-то в себе и в жизни, и приходит к финалу другим человеком. Отдельное спасибо авторам, что не заставили и зрителей довольствоваться простеньким хеппи-эндом. Нет, ушедший поезд догнать нельзя, жизнь - путь с односторонним движением, путь "к своим", которых уже нет, к откровениям, сделанным непоправимо поздно.
Интересный, но рискованный режиссерский прием - попытка соединить популярные песни и оперу: в ткань спектакля полностью, без купюр, включена моноопера "Ожидание", написанная Таривердиевым на стихи Роберта Рождественского. Органично ли получилось, судить зрителю.