04.05.2022 08:46
    Поделиться

    В Тюменском драмтеатре поставили моноспектакль про Ван Гога

    Кажется, в последние месяцы Тюменский Большой драматический театр захлестнул драйв - достаточно вспомнить ряд непроходных премьер, первую в истории региона национальную премию "Золотая маска" и открытие третьей сцены, отданной под эксперименты.

    Дебютировали на ней, вынесенной на пятый этаж и названной "Молодостью", петербургский режиссер Роман Габриа и один из ведущих актеров Александр Тихонов. "Ухо Ван Гога" - часовой моноспектакль по письмам Винсента к брату Тео. Постановка рождалась не по классическим канонам, а шиворот-навыворот. Режиссер собрал в кучу обрывки слов и фраз, осколки форм и мыслей, перетасовал их в уме, а потом, будто искусственный интеллект, слепил историю рыжебородого гения-безумца с перевязанной головой: "Иди к зрителю, кричи ему о сокровенном".

    Аскетичный ремонт на пятом этаже, где ранее свои дипломные спектакли защищали студенты Тюменского института культуры, коллектив драмы сделал сам. Черный глянцевый пол, черные матовые стены, из яркого - лишь несколько красных столов в буфете за ширмой, зато потолок - сама красота: в шахматном порядке в него вмонтировали работы молодых художников по мотивам вангоговского наследия. Видимо, посчитали, что с таким дизайном, который практически ни от чего не отвлекает, легче воспринимать творческое новаторство. Чтобы оглушенные креативом тюменцы не убежали, не успев нагреть кресла, за час до предпоказа Роман дерзнул прочитать лекцию про отцов-основателей такого театра и пообещал во время визитов в город честно делать то, чего не делает на больших и малых сценах по всей России. Ликбезы, право слово, должны закрепиться среди традиций "Молодости" - неискушенного зрителя лучше подводить к теме буквально под белы руки, как ребенку, внушая: и такое искусство существует.

    На самом деле Габриа больше переживал. Метания носатого Винсента-Тихонова в забрызганном краской зеленом халате и в бирюзовых сабо по сцене с кистью в человеческий рост были совсем не пугающими, а напоминали, скорее всего, психологический театр. Возможно, эксперимент в чистом виде закончился как раз на этапе подготовки спектакля, когда режиссер запретил себе разрабатывать замысел, заранее что-то сочинять, а актеру и композитору - настраиваться на репетиции. Они встречались, сталкивались и выдавали по кусочку на одной лишь интуиции.

    О чем "Ухо"? О зараженности делом и сжигании себя без остатка. О работе до сумасшествия на пути к совершенству. Александр Тихонов, безгранично работоспособный, если не одержимый театром, показал, что может случиться с теми, кто превратил свою профессию в культ и питает его в режиме 24/7, забывая просто жить.

    Поделиться