Немецкие пивовары ожидают, что цена на их продукцию к концу года вырастет примерно на 30 процентов. Причина не только в слишком дорогих энергоносителях. Дорожает буквально все. "Производственные затраты выходят за все рамки. Цены зашкаливают на все - будь то палеты, пивоваренный солод, подставки под кружки или пробки для бутылок. Такого никогда раньше не было", - говорит в интервью Bild глава Союза немецких пивоваров Хольгер Айхеле.
Свои возросшие расходы производители и торговые компании, естественно, перекладывают в первую очередь на потребителей, и на продуктах питания это сейчас сказывается в первую очередь. Цены на еду и напитки в апреле в Германии выросли на 8,5 процента - выше общего уровня инфляции. Причина в том числе и в прекращении поставок продукции из России, Беларуси и Украины. По данным мюнхенского Института экономических исследований, только около десятой части немецких компаний не испытывают проблем с замещением российских, белорусских и украинских товаров. Остальные либо не имеют альтернативных источников импорта, либо могут заместить, но с большим трудом и только частично.
Впрочем, если верить немецким политикам, ростом цен на пиво и другие продукты проблемы для немцев могут не ограничиться. На этой неделе глава МВД Германии Нэнси Фезер призвала немцев сделать десятидневный запас продуктов, воды и всего необходимого на случай непредвиденных ситуаций, а ведомство по гражданской обороне опубликовало на этот счет брошюру с подробными инструкциями. "Если дело действительно дойдет до отключения электричества на длительное время или возникнут какие-либо другие ограничения повседневной жизни, то определенно имеет смысл иметь дома аварийный запас", - заявила Фезер в интервью газете Handelsblatt.
Подобные рекомендации и списки рекомендуемых к запасу продуктов публиковались в Германии и раньше. И в начале марта из магазинов в Германии пропадали не только растительное масло и туалетная бумага, но и некоторые виды консервов. Очевидно, некоторые граждане уже тогда решили, что настало время воспользоваться советами правительства. Однако сейчас, на фоне подготовки к нефтяному эмбарго, в Германии возникли вполне серьезные опасения, что Россия может сама перекрыть поставки энергоносителей - не дожидаясь, пока ЕС поэтапно откажется сначала от российской нефти, а затем, вероятно, и газа.
Последствия резкого прекращения энергопоставок, как уже не раз предупреждали немецкие политики, экономисты и представители бизнеса, могут быть катастрофическими. Поэтому предостережения министра внутренних дел насчет возможного отключения электричества выглядят вполне актуальными, хотя нефть и газ Фезер прямо и не упоминала, называя в качестве возможной причины чрезвычайной ситуации, например, кибератаку на объекты критически важной инфраструктуры.
При этом, несмотря на поддержку решения об эмбарго и осознание всех сопутствующих рисков, в Германии нет полной уверенности, что отказ Евросоюза от российской нефти, как, впрочем, и другие санкции, способны повлиять на политику Москвы. Такого мнения придерживается, например, профессор Рольф Лангхаммер из влиятельного Кильского института мировой экономики. По словам Лангхаммера, за последние годы Россия смогла достичь заметных успехов в формировании у себя стабильной финансовой ситуации, и ее экономика вполне в состоянии выдержать длительное существование в условиях частичной изоляции. Ко всему прочему, российские энергоносители сейчас пользуются спросом среди неприсоединившихся к санкциям стран и торгуются они по цене, значительно превышающей ту, которая необходима для сбалансированного госбюджета РФ. "Поэтому нефтяное эмбарго со стороны Евросоюза вряд ли сможет решительно изменить ситуацию на данный момент", - считает Лангхаммер.