05.05.2022 19:23
    Поделиться

    Почему Берлин спустил на тормозах оскорбления украинского посла

    В Германии не затихает скандал вокруг посла Украины в Берлине Андрея Мельника. После того как Олаф Шольц заявил, что не желает ехать в Киев, потому что там отказались принять президента Франка Вальтера-Штайнмайера, украинский дипломат назвал немецкого канцлера "обиженной ливерной колбасой" и посоветовал ему проявить больше "государственного мышления". В ответ немецкие политики высказали много слов, но предпринимать какие-то серьезные действия в адрес Мельника Берлин так и не решился.
    Gettyimages

    Наиболее резко на высказывания Мельника отреагировали представители оппозиционных партий - Левой и "Альтернативы для Германии". Глава фракции АдГ в бундестаге Тино Хрупалла назвал произошедшее "провокацией и оскорблением конституционных органов власти", потребовав от правительства немедленно вызвать украинского посла в МИД. В свою очередь, депутат от "левых" Севим Дагделен назвала Мельника, который не раз уже высказывал свое восхищение Степаном Бандерой, "сторонником нацистов" и заявила о том, что его нужно вообще выслать из страны.

    Однако представители правящих партий и оппозиционного блока ХДС/ХСС скорее просто пожурили посла. Заместитель главы фракции консерваторов Йоханн Вадефуль назвал тон Мельника "неприемлемым" даже для сегодняшней "особой ситуации". Глава оборонного комитета бундестага Мари-Агнес Штрак-Циммерманн, потребовала от Мельника извинений, добавив, что тогда, вероятно, канцлер все же согласится приехать в Киев, а вице-председатель бундестага Вольфганг Кубики просто пояснил, что "федеральный канцлер - не колбаса". При этом немецкие политики говорят, что Мельника, в принципе, можно понять. "Выбор украинским послом выражений в последние несколько недель был очень грубым", - заявил в интервью телеканалу RTL Йоханнес Фогель, парламентский секретарь фракции СвДП в бундестаге. Но при этом все же отмечал, что в отношении Мельника и его эмоционального состояния нужно проявить понимание.

    Однако швейцарский дипломат и преподаватель международных отношений в Университете Санкт-Галлена Пауль Видмер считает, что за высказываниями Мельника стоит в первую очередь трезвый расчет, а не эмоции. По словам Видмера, раньше дипломаты старательно избегали вмешательства во внутренние дела страны своего пребывания. Однако за последние годы произошли изменения - сегодня некоторые послы пытаются публично излагать позицию своей страны и влиять на местное правительство через общественность. "Это породило совершенно иной стиль: дипломаты участвуют в телевизионных шоу, высказываются в газетах и так далее. Изменился и стиль их языка, и внешний вид", - говорит Видмер в интервью немецкому телерадиоканалу NDR.

    Украинский посол действительно пытается влиять на политику Берлина, настойчиво добиваясь от Германии, во-первых, поставок на Украину оружия, и в первую очередь тяжелого, а во-вторых - энергетического эмбарго против России. И не просто требует, а дает вполне конкретные и просчитанные рекомендации, причем не только немецким политикам. В начале этой недели Мельник, например, призвал администрации немецких портов бойкотировать суда с российскими товарами, и прежде всего с нефтью, а портовых рабочих - отказываться от разгрузки таких кораблей.

    Эмоциональность и резкий тон в данном случае служат лишь для того, чтобы вызвать медийный эффект. Падкие на "горячие" темы немецкие СМИ быстро подхватывают и распространяют высказывания посла, создавая нужный информационный фон. Тема поставок оружия и эмбарго постоянно остается на слуху у немцев, а к имиджу канцлера, популярность которого и так не на высоте, добавляется несколько негативных пунктов. Большинству немцев такие нападки на их лидера, конечно, не нравятся, но наверняка есть и те, кто соглашается с украинским послом. Под удар попадают и другие лидеры СДПГ, проявляющие недостаточную решительность в деле поддержки Украины, а заодно с ними и все, кто пытается публично высказывать хоть какое-либо "понимание России". Подобная дипломатия очень схожа с запугиванием - те политики, кто не хочет чтобы СМИ на все лады рассуждали, похожи ли они, например, на ту же колбасу, в следующий раз серьезно подумают, прежде чем высказывать свое мнение.

    Все это Мельник подтверждает своими собственными действиями. Выслушав реакции на оскорбления в адрес канцлера, украинский посол вместо извинений решил, как выразилось баварское издание Merkur, "подогреть свою шутку о ливерной колбасе". На следующий день после скандала он опубликовал в "Твиттере" снимок тюрингской газеты с заголовком "Ливерная колбаса - это все же хороший продукт", добавив, что полностью с этим согласен.

    Пауль Видмер рекомендует правительству Германии действительно вызвать посла в МИД и официально потребовать от него сменить тон публичных высказываний. Однако Берлин, опасаясь вносить раскол в антироссийскую коалицию, делать это не спешит. Хотя в немецкой столице Мельником многие серьезно недовольны, и некоторых немецких политиков, что называется, уже "прорывает" - как, например, бывшего вице-канцлера Зигмара Габриэля, который не так так давно резко раскритиковал посла в своей опубликованной в журнале Spiegel статье.

    В немецком правительстве понимают, что за украинским послом стоит не только Киев, но также еще США 

    Но долготерпение Берлина имеет под собой и другие причины. Глава МИД Анналена Бербок, например, является сторонником наращивания поставок оружия Киеву и наверняка сама была бы не против покритиковать канцлера, если бы это позволяла внутриправительственная дисциплина. С этой точки зрения Мельник даже многим в Германии выгоден - он озвучивает то, что сами немецкие политики не всегда решаются сказать. А кроме того, в немецком правительстве понимают, что за украинским послом стоит не только Киев. Мельник озвучивает ту точку зрения, которую разделяют многие партнеры Германии по ЕС и НАТО, и в первую очередь США. На это указывает даже риторика посла, в которой часто встречаются давно уже звучащие на Западе призывы к тому, чтобы Германия "проявила решительность" и "взяла на себя полагающееся ей лидерство", даже если это будет в ущерб национальным интересам.

    Поделиться