05.05.2022 09:00
    Поделиться

    Санкции подстегнули предприятия ЦФО к поиску новых партнеров

    Санкции против российской промышленности заставили зависящие от зарубежного сырья и комплектующих отечественные предприятия искать альтернативу иностранным партнерам. Бизнес-сообщество стремительно выстраивает новые связи. Менеджеры промышленных предприятий занялись активной презентацией возможностей собственных заводов. Большая часть из них уже нарастила производство оборудования и комплектующих для партнеров в России и ближнем зарубежье, однако останавливаться на этом никто не планирует. Наоборот: промышленники заявляют о намерении оперативно занять ниши, которые освободили иностранные компании.
    Управление по связям с общественностью и СМИ Курчатовской АЭС

    Станция и санкции

    В Курской области санкции заставили обратить внимание на самую масштабную строительную площадку. В Курчатове рядом с Курской атомной электростанцией сейчас возводится АЭС-2 - станция замещения. Скептики прогнозировали стройке если не остановку, то существенное замедление. Однако там наращивают темпы. При этом выяснилось, что поставщиками необходимых комплектующих для АЭС-2 будут в том числе и курские предприятия.

    Одно из них - завод "Авиаавтоматика имени Тарасова", который простые потребители знают по мощным электрошашлычницам, качественным инкубаторам для домашнего хозяйства и популярным электросушителям. Однако все это - лишь малая часть большой работы завода для отечественной промышленности. Заместитель директора предприятия по сборочному производству Тимофей Михайлов рассказал об электромагнитных клапанах, которые будут использоваться при возведении Курской атомной электростанции замещения. Часть их уже поступила на АЭС-2. Помимо производства электромагнитных клапанов, на заводе налажен выпуск запорной арматуры для нефтегазовой промышленности. Без этого не будут работать сотни предприятий и тысячи людей. Сейчас курская "Авиаавтоматика" активно предлагает собственную продукцию тем, кто раньше пользовался импортными аналогами.

    - Однако мы и сами занимаемся тем, что выбираем отечественную продукцию взамен импортной, - сообщил Тимофей Михайлов. - Так, мы раньше приобретали микроконтроллеры в США, а теперь заменили их на воронежские.

    Обеспечением ключевых отраслей российской промышленности - нефтегазовой, химической, а также фармации и пищевой переработки - занимается и курское предприятие "Проммонтаж". Трубные блоки, сложные металлоконструкции из разных видов стали, емкостное оборудование и многое другое, без чего не обойтись таким гигантам, как, к примеру, "Газпром" или Михайловский ГОК имени Варичева, выпускают именно здесь. Эксперты отмечают, что будущие резиденты особой экономической зоны "Третий полюс" под Железногорском будут использовать продукцию завода - например, предприятие по выпуску горячебрикетированного железа.

    Энергия для будущего

    В Липецкой области в самый острый санкционный момент сделали громкое заявление о выпуске электромобилей до конца года. Региональные чиновники сразу же пообещали довести отечественную составляющую в каждом таком авто до 80 процентов. Главный вопрос - о батареях для электротранспорта, ведь это не только самая важная часть машины, но и самая дорогая. А ведущие их производители в мире - недружественные России страны. Однако на елецком предприятии "Энергия" анонсировали производство батарей для новых электромобилей. Глава предприятия Владимир Сериков отметил, что продукция завода уже приобретается предприятиями различных отраслей. Если конкуренты какие-то комплектующие и материалы приобретают на стороне, то сотрудники "Энергии" все делают на собственных мощностях. Он же ответил на вопрос о закупках литиевого порошка для батарей. Их поставщиком для елецкого предприятия стал российский завод, который является дочерней компанией Госкорпорации "Росатом".

    Поиском комплектующих российского производства занимаются сейчас не только инвесторы ради будущих знаковых проектов. Гигант сельскохозяйственного машиностроения "Ростсельмаш" рассматривает черноземные предприятия в качестве потенциальных партнеров для поставок различных деталей для аграрных машин. Липецкая "Атланта" на профильной конференции предложила собственные разработки, в частности автомобильную светотехнику. Предприятия из других регионов предлагают комплектующие, в том числе и с инновационной составляющей. К слову, конструкторские бюро на предприятиях отрасли активизировались в стремлении заменить импортные запасные части для все еще работающей на полях зарубежной техники. Кандидат экономических наук Юрий Китаев отмечает, что технологические вопросы, которые сейчас возникают перед российскими предприятиями, попросту не могут не решиться.

    - Свято место пусто не бывает, - напоминает он. - Все мировые наработки - это китайские мозги с индийской усидчивостью.

    Встречное движение

    Отопительное оборудование, отделочные материалы нового поколения, комплектующие для мебели и бытовой техники, в целом все то, что формирует повседневный спрос у среднего бизнеса, как оказалось, не так уж и привязано к импортной составляющей.

    Так, черноземные заводы котельного оборудования продолжили работу, несмотря на сложности. Липецкий производитель котлов ОАО "Боринское", к примеру, даже заявил о расширении производственной линейки. Пока предприятие занимает 10 процентов рынка газовых котлов в стране. Гендиректор Дмитрий Киреев отмечает, что на предприятии уже не только начали производить котлы с чугунным теплообменником, которые раньше поставляли исключительно из-за рубежа, но и модернизировали ту продукцию, которую ранее уже выпускали.

    - К нам идут заказы из разных регионов, так как импортные аналоги сначала выросли в цене, а затем и вовсе стали исчезать из продажи, - отмечает он.

    Примечательно, что чугунные теплообменники липецкое предприятие закупает в Чебоксарах: а это значит, что никакой зависимости от иностранных поставщиков, валютного курса или политических настроений у завода нет, как и препятствий для увеличения объемов производства.

    Аналогичными планами поделились и на курском предприятии "РезиПол". Производитель резино-полимерного покрытия для пола - которое, к слову, изготавливается из отслуживших свое автомобильных покрышек - готов замещать на рынке те объемы, что раньше поставляли из-за рубежа. Детские площадки, фитнес-центры, пешеходные зоны - везде такое покрытие останется востребовано еще долгие годы, и теперь предприятию важно оперативно увеличить объемы и найти конкретных заказчиков.

    Инвестировать в расширение линейки продолжат и текстильные фабрики, производители наполнителей для мягкой мебели, заводы, которые, по сути, обеспечивают необходимыми материалами в том числе и малый бизнес. А это, как говорят аналитики, приобретает новое значение, ведь сейчас в стране растет число самозанятых мастеров. Для них мебельные ткани и комплектующие, цены на которые не зависит от зарубежных трендов, необходимы.

    Тамбовский вал

    Импортных тракторов, комбайнов и сеялок в России - что колосьев в поле. Эксплуатируют их аграрии бережно и долго - особенно теперь, раз замены пока не предвидится.

    - С запчастями для импортной сельхозтехники есть две проблемы. Первая: они дорогие, если заказывать их за рубежом. Вторая: порой их просто нет. После того как та или иная модель снята с конвейера, производитель еще какое-то время продолжает ее обслуживание, в том числе выпускает запчасти, - а потом все, прекращает. Эта проблема существует достаточно давно, с нею сталкиваются все, кто использует старую технику иностранного производства, а таких в аграрном комплексе немало, - рассказал директор тамбовского ПО "Агротех" Степан Милюков.

    Гигант сельскохозяйственного машиностроения рассматривает черноземные предприятия в качестве потенциальных партнеров

    Его фирма выросла из небольшого подразделения компании, занятой производством грузоподъемного оборудования. Но выпуск запчастей оказался настолько перспективным направлением, что сформировался в отдельный бизнес. Последние полгода предприятие работает в три смены и в обозримом будущем собирается вырасти вдвое - как по производственным площадям с персоналом, так и по объему выпускаемой продукции.

    - Мы предприятие полного цикла. Получаем металл в виде листов и кругляка, на выходе - полноценные изделия. Все этапы: лазерная резка, механическая обработка, сборка - вплоть до покраски изделий - все делается у нас. Инженеров, которые все это разрабатывают и дорабатывают, мы тоже сами производим, - улыбается директор. - География - вся страна: от севера до юга, от запада до востока. Мы даже за Китай продукцию отправляем, в Уссурийск.

    Тамбовские запчасти дешевле импортных, потому что металл, из которого они деланы, весьма дорог в транспортировке. Если липецкая сталь едет в Поднебесную, а затем возвращается к тамбовскому фермеру в виде жатки, цена ее приближается к трактору. В 2021 году "Агротех" захотела взять к себе в поставщики немецкая компания - производитель сельскохозяйственных машин. Качество комплектующих из Тамбова их устраивало, а стоили они намного меньше европейских. К тому же у тамбовских запчастей оказалось важное достоинство:

    - Земля везде разная. Мы выпускаем свою продукцию и дорабатываем чужую под нашу специфику, климатическую зону. Почва у нас твердая, кое-где с горной породой, поэтому мы усиливаем конструкцию, сохраняя прежний вес - чтобы не было лишних нагрузок на сцепное устройство. Людям это нравится, периодически получаем хорошие отзывы. Так и Германия на нас вышла...

    Несмотря на то что аутсортинг с немцами, похоже, придется отложить на неопределенный срок, планы у компании широкие: объем заказов от аграриев России и ближнего зарубежья постоянно растет, необходимо развивать производство. В номенклатуре более двух тысяч наименований. Это как готовые агрегаты, так и комплектующие. Чаще всего ломается то, что находится рядом с рабочими органами и испытывает максимальную нагрузку при разделке земли: стойки дискаторов, рамы, дышла. Это самый ходовой товар.

    За сервис оборудования мы не беспокоимся: покупали мы его в России

    На введенные против России санкции тамбовские промышленники смотрят с оптимизмом.

    - У нас очень большая нагрузка. Сейчас у производителей запчастей сезон. Но летом, думаю, мы будем загружены еще сильнее - как раз из-за санкций, потому что поставки из-за рубежа прекратились. А во время страды запчастей нужно хотя и меньше, зато срочно. Тут мы выигрываем по сравнению с тем же Китаем за счет оперативного выполнения заказов и короткого транспортного плеча. Так что санкции нам только на пользу - нужно только работать много и быстро. Но это мы любим, - смеется Милюков.

    В ожидании заказов компания расширяется и закупает новое оборудование - в том числе станки с ЧПУ. Они импортные и очень дорогие, лучший способ окупить их - заставить работать круглосуточно (на что они, собственно, и рассчитаны).

    - За сервис нашего оборудования мы не беспокоимся: покупали мы его в России, поставщик заверил, что проблем с обслуживанием и запчастями не будет, - поясняет директор. - К тому же произведено оно в странах, которые к нам очень хорошо относятся.

    Поделиться