Поделиться

    Эксперты: Финансирование арктических проектов необходимо увеличить

    Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ утвердил перечень видов приоритетных объектов инфраструктуры, которые могут быть согласованы и построены в упрощенном порядке. Речь идет о магистральных газо- и нефтепроводах, энергетических и социальных объектах. В этот же перечень входят промышленные объекты, где создаются и внедряются импортозамещающие, ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, где будет производиться продукция, не имеющая сегодня российских аналогов, а также энергоэффективные строительные материалы. Подготовленный законопроект обязывает федеральные власти готовить и утверждать конкретные отраслевые перечни таких объектов.

    Опрошенные корреспондентом "РГ" эксперты сходятся во мнении, что этот законопроект особенно важен для инвестиций в российской Арктике. Однако строительство инфраструктуры государству необходимо взять на себя, а затем предоставлять ее в пользование крупным и средним предприятиям на определенных условиях, уверен исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев.

    Это означает, что государственное финансирование арктических проектов необходимо увеличить в разы, считает аналитик. Сейчас наблюдается обратная ситуация: государственное финансирование арктических проектов сокращается. Рассматривая законопроект федерального бюджета, комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики обратил особое внимание, что бюджетные ассигнования "дальневосточной" госпрограммы по сравнению с утвержденными параметрами в 2022 году сокращаются на 164 миллиона рублей, в 2023-м - на 296 миллионов, а в 2024 году по сравнению с расходами, запланированными на 2023 год, - на 2,5 миллиарда рублей.

    В большинстве случаев расходы на дороги, электростанции и инженерные сети вынужден нести сам инвестор, в результате чего проект или затягивается на многие годы, или тихо "отваливается", теряя экономический смысл. Но даже если проект успешно реализован, каждая компания сегодня вынуждена создавать собственную инфраструктуру, зачастую экономя при любой возможности.

    По мнению Алексея Фадеева, нужна централизованная госпрограмма, которая подразумевает создание инфраструктуры по единым стандартам, ориентированным не только на сиюминутные потребности компаний, но и на далекое будущее. Такая система позволит крупным корпорациям более эффективно использовать собственные средства, не распыляя их на строительство для себя отдельных аэропортов, флота, коммуникаций и прочих объектов. Вместо этого бизнес мог бы использовать сеть государственных баз обеспечения, которые необходимо создавать в экономических центрах Западной и Восточной Арктики - таких как Мурманск, Певек, Тикси. Они смогут сыграть роль "стартовых площадок" для освоения целых кластеров близлежащих месторождений полезных ископаемых. Кроме того, это позволит государству внедрять стандарты промышленной и экологической безопасности, ведь сегодня наибольшее количество инцидентов со смертельным исходом происходит не во время добычи нефти и газа, а в ходе транспортно-логистических операций - например, перевозки грузов или доставки персонала, подчеркивает Алексей Фадеев.

    Аналогичный подход необходимо использовать в социальной сфере. Это относится, прежде всего, к строительству жилья. Сегодня себестоимость одного квадратного метра жилплощади на первичном рынке уже зашкалила за 100 тысяч рублей и сделала нерентабельным любое массовое строительство жилья. При такой дороговизне жилья остановить отток населения из Крайнего Севера не получится - люди предпочтут покупать более дешевое жилье в средней полосе и переезжать туда, а не влезать в ипотеку на десятилетия, оставаясь при этом в Заполярье. Чтобы избежать этого, государство должно субсидировать возведение современных жилых домов за Полярным кругом, а в особо отдаленных городах и поселках и вовсе брать стройку на себя.

    В программе строительства инфраструктуры необходимо предусмотреть и развитие местных производств, которые могли бы реализовывать заказы крупного бизнеса. К чему приводит отсутствие такого подхода, красноречиво говорит пример Мурманской области.

    - Нам через десятые руки пришел запрос на изготовление партии металлоконструкций, - рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор производственно-монтажной компании "Северная" Иван Щукин. - Выяснилось, что уральское предприятие выиграло генподряд на изготовление этих конструкций для одной из горнодобывающих компаний в Мурманской области. Уральцы разместили заказ на изготовление металлоконструкций в Санкт-Петербурге. Петербуржцы разместили заказ у своих партнеров в том же городе, а они, в свою очередь, чтобы сократить логистическое плечо, стали искать исполнителей в Мурманской области и вышли на нас. А бывало, что местные заказы мы получали аж через Дальний Восток. Зачем нужна эта огромная цепочка, замкнутая в кольцо?

    Представители бизнеса в один голос говорят о том, что пора наладить четкое взаимодействие между федеральными ведомствами. Как сообщили корреспонденту "РГ" в одной из компаний, реализующей в Арктике энергетический проект, постоянные трудности возникают с земельными участками Минобороны - согласовать строительство на них какого-либо гражданского объекта - задача невыполнимая. Такая же проблема возникает и в Мурманской области, и справиться с ней пока не удалось. Однако найти выход необходимо. Создание энергетических объектов, в которых остро нуждаются инвесторы в Арктике, не должно затягиваться из-за бюрократических препон.

    Поделиться