Крушение "Гинденбурга" до сих пор является одной из самых известных авиакатастроф в истории. Эту модель дирижабля называли "воздушным Титаником", он считался гордостью нацистского режима, и его катастрофа вызвала ассоциации с гибелью гигантского судна и имела большой общественный резонанс.
3 мая 1937 года "Гинденбург" покинул немецкий Франкфурт и полетел через Атлантику на авиабазу ВМС США Лейкхерст. Длиною 245 метров от кормы до носа, он вез 36 пассажиров и экипаж из 61 человека, включая стажеров. При совершении посадки, после сброса якорных канатов, дирижабль внезапно загорелся и рухнул на землю, вероятно, после того, как искра зажгла его водородное ядро. Он упал с высоты около 60 метров, сгорев дотла за 34 секунды. Кадры крушения попали в объектив камер и вызвали состояние шока у публики, не привыкшей к таким откровенным сценам. Пассажирские путешествия быстро потеряли популярность после катастрофы "Гинденберга" и ни один жесткий дирижабль не пережил Вторую мировую войну. Также одной из причин катастрофы называется психологическое состояние членов экипажа. Как пояснил в интервью Military Times Джейсон О. Харрис, эксперт по расследованию авиационных происшествий, который работал над изучением катастрофы "Гинденбурга", пилоты сильно опоздали с прибытием в Нью-Джерси и очень хотели быстро приземлиться.
На пассажирских отсеках по левому и правому борту, где многие пассажиры и некоторые члены экипажа собрались, чтобы посмотреть на посадку, из-за быстро увеличивающегося угла наклона корабля их бросало на стены и мебель. Пассажирка Маргарет Мазер вспоминала, как ее отбросило на шесть метров к задней стене ресторана и несколько других людей прижали ее к скамейке.
Француз Анри Жиффар построил первый взлетевший в небо дирижабль в 1852 году, который работал на водороде. Дирижабль имел по тем временам большой запас мощности в три лошадиных силы, который вращал пропеллер, и летал со скоростью около десяти километров в час. Так называемый жесткий дирижабль, часто известный как "цеппелин" по имени изобретателя, графа Фердинанда фон Цеппелина, поясняет портал history.com, был разработан немцами в конце 19 века. В отличие от французских дирижаблей, немецкие корабли имели легкий каркас из металлических балок, защищавших салон от газа. Однако, как и дирижабль Гиффара, они поднимались в небо легковоспламеняющимся газообразным водородом и не были застрахованы от взрыва. "Вы никогда не сможете управлять безопасностью летающей бомбы", - сказал историк и авиационный эксперт Дэн Гроссман, добавив, что немцы разработали "очень продуманные и тщательные модели управления крупными размерами, и многие из них были проигнорированы". Самым крупным из дирижаблей был Graf Zeppelin, совершивший кругосветное путешествие в 1929 году. Этот воздушный корабль стал пионером первого трансатлантического воздушного сообщения, подготавливая воздух для полетов строившегося "Гинденбурга", более крупного пассажирского дирижабля.
Как уточняет историк и писатель Кристофер Кляйн, изучавший гибель "Гинденбурга", несмотря на то что цеппелин был создан до прихода к власти Третьего рейха, нацисты рассматривали его как символ немецкой мощи. Конструктор Эккенер, не являвшийся поклонником Третьего Рейха, назвал дирижабль в честь покойного президента Германии Пауля фон Гинденбурга и отклонил просьбу министра нацистской пропаганды Йозефа Геббельса именовать его в честь Гитлера. Фюрер, который никогда не был в восторге от больших дирижаблей, в конце концов был рад, что дирижабль, сгоревший в огненном шаре, не носил его имя.
Геббельс попросил владельцев "Гинденбурга" в марте 1936 года совершить продолжительный воздушный тур по Германии с "Графом Цеппелином", чтобы заручиться поддержкой на референдуме о ратификации оккупации Рейнской области. В течение четырех дней из громкоговорителей дирижаблей ревели патриотические мелодии и нацистские лозунги, а на немецкие города сбрасывались парашюты с пропагандистскими листовками и флагами со свастикой. Позже, в 1936 году, "Гинденбург", с олимпийскими кольцами на боку, неся за собой большой олимпийский флаг, играл главную роль на открытии Летних олимпийских игр в Берлине. Дирижабль со свастиками на хвостовых плавниках был одним из главных символов нацистской власти, его постоянно угрожали взорвать. Поэтому вскоре после крушения в качестве одной из его главных причин в Германии рассматривался акт диверсии.
Цеппелины стали пионерами авиапочты через Атлантику, и "Гинденбург" в своем последнем рейсе перевез около 17 тысяч писем. 176 предметов, хранившихся в защитном контейнере, пережили крушение и получили почтовые штемпели через четыре дня после катастрофы. Эти письма, обугленные, но все еще читаемые, являются одними из самых ценных филателистических артефактов в мире.
Несмотря на то, что воздушный корабль был заполнен семью миллионами кубических футов легковоспламеняющегося газообразного водорода, в нем была предусмотрена курительная комната. Пассажиры не могли пронести на борт дирижабля спички и личные зажигалки, но они могли купить сигареты и кубинские сигары на борту и закурить в помещении, абсолютно герметичном для проникновения в него водорода. Специально обученный стюард пропускал пассажиров и экипаж через двухдверный шлюз в комнату для курящих, в которой была единственная электрическая зажигалка, и следил за тем, чтобы никто не ушел с зажженной сигаретой, окурком или трубкой. Пассажиры "Гинденбурга" летали из Европы в Северную и Южную Америку вдвое быстрее, чем шел самый быстрый океанский лайнер, и они путешествовали в роскошных салонах, наслаждались едой в комфортном ресторане.
И еще одна любопытная ассоциация с "Титаником". Владельцы "Гинденбурга", также, как и владельцы "Титаника", захотели иметь что-то необычное на его борту. Они попросили известную фирму Юлиуса Блютнера по производству пианино построить специальный легкий детский рояль, соответствующий строгим стандартам веса дирижабля. Пианино, сделанное в основном из алюминиевого сплава и обтянутое желтой свиной кожей, весило менее двухсот килограмм. Его использовали только во время первого летного сезона "Гинденбурга", поэтому пианино не было на борту злополучного рейса.
Позже эксперты и историки начали публиковать интересные факты о самом воздушном аппарате и об обстоятельствах трагедии. Благодаря ставшим культовыми кадрам фильма и эмоциональному свидетельству очевидца трагедии радиорепортера Герберта Моррисона, который произнес знаменитые слова "О, человечество!", катастрофа "Гинденбурга" стала считаться самой известной катастрофой дирижабля в истории. Однако самый смертоносный инцидент произошел, когда 4 апреля 1933 года во время сильного шторма у побережья Нью-Джерси разбился наполненный гелием воздушный корабль ВМС США "Акрон". Семьдесят три человека погибли, и только трое выжили. Катастрофа британского военного дирижабля R101 в 1930 году, унесшая жизни 48 человек, также была более смертоносной. Вопреки мнению обывателей, Моррисон не вел свой репортаж напрямую. Его душераздирающий рассказ был передан в эфире позже той же ночью в Чикаго, а на следующий день он транслировался по всей стране. Его аудиорепортаж был синхронизирован с отдельными видеороликами кинохроники в последующем освещении катастрофы "Гинденбурга".
Вскоре после трагедии широкая публика узнала, что закон США запрещал "Гинденбургу" использовать гелий вместо легковоспламеняющегося водорода после крушения заполненного водородом дирижабля R101. Конструктор "Гинденбурга" Хьюго Эккенер попытался использовать гелий, негорючий подъемный газ. Однако Соединенные Штаты, имевшие монополию на мировые поставки гелия и опасавшиеся, что другие страны могут использовать этот газ в военных целях, запретили его экспорт, и "Гинденбург" был модернизирован. После катастрофы в США был одобрен экспорт гелия в Германию для постройки более крупного дирижабля LZ 130. Однако после оккупации Австрии Германией в 1938 году австрийский министр внутренних дел Гарольд Икес отказался подписать окончательный контракт на его строительство.