Сможет ли продукция петербургских дизайнеров заменить зарубежные бренды

В Северной столице решили переориентировать магазины, в которых продавалась одежда ушедших зарубежных брендов, на торговлю продукцией петербургских дизайнеров. Ряд торговых центров уже пошел по этому пути и пригласил на "выпавшие" площади представителей фэшн-индустрии города. Но сможет ли она заменить все ушедшие марки - от демократичного масс-маркета до люксового и премиального сегментов? Эксперты отрасли сходятся в том, что с творческой составляющей проблем не возникнет, а вот с производством их будет немало.
Виталий Белоусов/РИА Новости

Благодаря достаточному количеству профильных вузов и высокому культурному статусу города в Петербурге сложился целый класс успешных дизайнеров одежды и аксессуаров, отмечают специалисты. Счет идет на десятки брендов. Некоторые местные марки завоевали весь российский рынок - их изделия по примеру зарубежного масс-маркета шьют в азиатских и других странах. Но модные идеи локальных брендов воплощаются большей частью на месте. В Петербурге делают практически все - от сумок до головных уборов. Только материалы и фурнитура в основном импортные.

- Разумеется, на сто процентов заменить ушедшие бренды невозможно, - считает петербургский дизайнер Марина Мясковская (бренд "Марина Мирова"). - Но заполнить рынок вполне реально, только для этого нужна серьезная поддержка со стороны города. Как поступает зарубежный масс-маркет? Его представители отсматривают модные показы, берут лучшие идеи и шьют подобные вещи из дешевых тканей, порой невысокого качества. Мы используем дорогие импортные ткани и фурнитуру, в итоге себестоимость изделий получается высокой. Если город действительно поддержит это начинание, то петербургские дизайнеры, безусловно, смогут удовлетворить спрос на красивые вещи, который с уходом зарубежных брендов никуда не делся.

По мнению основателя бренда, для этого потребуется "колоссальная перестройка" городской политики в отношении модного бизнеса - от введения финансовой поддержки в виде грантов и субсидий до создания маркетплейсов. Дизайнерам, особенно молодым, нужна помощь в продвижении на рынке. Некоторые представители отрасли пытаются продавать свою продукцию через популярные интернет-магазины, но такие площадки больше подходят для относительно простых товаров с низкой себестоимостью - например, спортивных костюмов или одежды для дома. Для продвижения дизайнерской продукции нужны более креативные формы.

- Петербургу стоило бы перенять опыт грузинских городов, где под фэшн отдают целые улицы и бесплатно предоставляют дизайнерам помещения, тем самым делая им рекламу среди местных жителей и туристов. Нашему городу очень нужны такие модные пространства с бутиками, кафе и другими локациями, - полагает Марина Мясковская.

Петербургские дизайнеры способны не только заместить то, что производилось зарубежными брендами, но и во многом это превзойти, уверена доктор философских наук, куратор школы интенсивного дизайна Fresh Fashion Влада Липская.

- Уровень молодых дизайнеров Петербурга не просто мировой, у них есть свои преимущества перед коллегами из других стран. Дело в том, что за рубежом, да и в России промышленность всегда была ориентирована на маркетинг, продаваемость. Поскольку у нас дела с этим обстояли не очень хорошо, мы больше рассчитывали на креатив и неожиданные идеи. В итоге, когда несколько лет назад в мире появилась мода на локальные бренды, которые выпускаются небольшими партиями, российские и, в частности, петербургские дизайнеры оказались на ведущих позициях, - поясняет Влада Липская.

Если говорить о сегодняшней ситуации, то сложнее всего будет заменить ушедший масс-маркет, прогнозируют специалисты. Для этого надо развивать производство, а оно обходится очень дорого, и без бюджетных вложений здесь не обойтись.

"Шедевров у нас хватает, дело только за производством, его масштабированием и удешевлением"

- Только на самоокупаемости модная индустрия не существует нигде в мире. Ей нужна государственная поддержка - в виде субсидий на развитие производства, аренду площади, создание платформ, которые будут продавать дизайнерскую продукцию на льготных условиях. Шедевров у нас хватает, дело только за производством, его масштабированием и удешевлением, - отмечает Влада Липская.

Одна из главных проблем, которые могут возникнуть на этом пути, - дефицит швей. Профильных учебных заведений в Петербурге достаточно, но специальность не популярна у молодежи. Эксперты видят причину в низкой заработной плате. Если производство будет развиваться и швеям предложат достойный заработок, этот вопрос быстро решится, считают эксперты. Гораздо более сложной представляется другая проблема - высокая импортозависимость отрасли.

Надо отметить, что развивать легкую промышленность в Петербурге собирались задолго до ухода зарубежных брендов. Несколько лет назад в городе была принята программа по созданию центра легкой промышленности и индустрии моды. Однако бурного развития не произошло. Согласно статистике, в последние годы объемы швейного производства подросли, но в основном за счет выпуска масок и медицинской одежды, понадобившихся в пандемию.

В новых условиях городской комитет по промышленной политике, инновациям и торговле собирает данные о помещениях, освободившихся в торговых центрах после ухода иностранных брендов, и дизайнерах, готовых занять эти места, - чтобы совместить спрос и предложение. О других новых мерах поддержки специально для фэшн-индустрии и легпрома со стороны города пока не сообщается.

Кстати

В Петербурге создается кадровый центр импортозамещения в легкой промышленности. На федеральный грант в размере 100 миллионов рублей в одном из колледжей начнут внедрять новые образовательные программы в этой отрасли. Центр будет специализироваться на производстве обуви, в проекте примут участие ведущие обувные предприятия города. Помимо классических специалистов, готовить будут цифровых модельеров, мастеров по выпуску специальной и ортопедической обуви.