Участники "Аффинажа" басист и вокалист Сергей Шиляев, которого все знают как Сергея Сергеевича, и клавишник, аккордеонист, баянист и вокалист Александр Корюковец ответили на вопросы обозревателя "РГ".
Перед этими концертами вы взяли паузу. Оттого, что они будут отличаться от остальных или наметили очередную премьеру - как раз в Питере и Москве?
Сергей Шиляев: Да, они будут очень отличаться, поскольку для подготовки к ним нужно дополнительное время - в Москве и Санкт-Петербурге наши организационные возможности намного выше, чем в регионах. И поэтому мы придумали для столиц специальную программу.
Запланированы смены звучания внутри концерта, смены образов, интенсивная работа со светом. Да и программа изменится: от интимной театральности первых выступлений периода 2013-2014 годов мы шагнем к стадионному пафосу альбома "Мимо. Ранен. Убит" (записанного накануне пандемии COVID-19, - Прим. Ред.) - и все это в рамках одного большого концерта! Это будет интересно и для тех слушателей, кто провел с нами все эти годы, и для тех, кто открыл для себя "Аффинаж" недавно. Первые смогут окунуться в воспоминания и окинуть взглядом весь наш совместный путь, вторые - понять, "откуда пошла" вся эта наша история.
Александр: Многие песни теперь можно будет услышать в обновленном звучании, так же прозвучат и те, которые мы давно не играли.
Сейчас многие музыканты вновь поехали в туры - "Сплин", "Би-2", "Алиса", DDT, "Ночные снайперы", Баста, "Пикник" - большинство, а из звезд только БГ перенес концерты на осень. Как вы решали для себя: гастролировать или нет?
Сергей: Существуют разные формы взаимодействия музыки со слушателем - тем более в современном многообразии цифровой среды. Кто-то из музыкантов предпочитает вообще не выступать, сосредотачиваясь на студийной работе, кто-то играет несколько концертов в год на столичных площадках, для кого-то главный хлеб - корпоративы.
Но "Аффинаж" - именно концертный коллектив. Концертный в том же смысле, что и великие хард-рок группы 70-х: имея в багаже потрясающие студийные записи, именно "вживую" они раскрывались на 200 процентов (точно, ведь если вслушаться, то, например, хит Lazy группы Deep Purple звучит почти каждый раз хоть чуточку, но иначе, - Прим. Ред.)
Мы считаем, что задача концерта - в совместном проживании музыки со слушателем, некое сотворчество, порой, и перерождение знакомых песен. И, без лишней скромности, нам и нашим слушателям это обычно удается. Поэтому у нас даже не было мысли не ехать в тур - если есть хоть малейшая возможность - мы выезжаем и выступаем!
Как вы и ваши друзья - питерские музыканты - выкручивались во время "ковидного" карантина? Гонораров за концерты ведь не было, поэтому жили на заработки жен, временно подрабатывали в других профессиях, преподавали или чему-то учились?
Сергей: Нам было проще: "доковидный" 2019 год был для "Аффинажа" довольно успешным: мы много выступали, и поэтому удалось скопить какой-то запас, "подкожный жир" (улыбается), который и выручал в период, когда все концерты и фестивали резко исчезли из нашей жизни. Скопились и долги: ведь концертов нет, а расходы на аппаратуру, студийные сессии и аренду репетиционной базы все равно никуда не деваются… Лично мне пришлось включать для себя режим "бухгалтер", чтобы группа могла продолжать свою деятельность именно как рабочий механизм, а не просто ребята с гитарами и ветром в голове.
А еще совместно с нашим издателем мы продавали песни на телевидение, активизировали взаимоотношения с РАО, оптимизировали расчеты с роялти... Ну, и кроме того, моя девушка Алиса стала помогать. Это позволило нам реализовать все студийные планы и записать новые песни. Оглядываясь назад, думаю, что все удалось! "Аффинаж" продолжает работать - это самое главное.
Александр: Ну, а мне карантин позволил больше времени провести с любимой женой: она была беременна, и мое присутствие дома оказалось очень нужным. А еще мной было прочитано несколько больших романов. Да, первое время группа находилась в ступоре, поскольку у нас сорвался тур "Мимо.Ранен.Убит", к которому мы долго готовились. И в целом ситуация была неясная и тревожная…. Но спустя какое-то время мы понемногу начали работу над новым материалом и в целом карантинный период провели весьма продуктивно.
Снова весна и опять не самые простые времена - повлияли они на ваш выбор концертной программы? Появились ли в ней песни, которые раньше вы, может, и не планировали петь, но теперь поняли, что без них не обойтись?
Сергей: Наш тур посвящен двум важным событиям: выходу альбома "Другое. Сторона А" и десятилетию коллектива. На первых выступлениях мы анализировали программу, прислушивались к реакции публики, поэтому уже к концу первой недели тура сет был окончательно сформирован. Сегодня мы хотим дарить людям надежду, стойкость, спокойствие и веру в себя. Думаю, именно за этим они и приходят на наши концерты. И в этом, если можно так сказать, я вижу нашу своеобразную миссию.
Александр: Программа складывалась сообразно общему настроению альбома "Другое. Сторона А". Она лирическая, легкая, добрая и в ней представлены песни со всех наших альбомов. Мне кажется, что именно они сейчас и нужны. Причем, в них, в процессе исполнения находится и довольно много разных новых мелочей. И это позволяет песням оставаться живыми и актуальными для нас, как исполнителей.
Ваш предыдущий альбом "Мимо. Ранен. Убит" был умный, сложный, состоящий из общего сюжета, и в целом - концептуальный, не простой по содержанию. В чем-то даже притча... Какие у вас впечатления после первой части тура: люди сейчас готовы воспринимать сложную музыку, песни с глубоким смыслом, слушая которые нужно думать, грузить мозг - или все-таки лучше играть то, что более доступно, хитово и может понравиться уже с первых строчек и тактов?
Александр: Мы ездили и с этой программой: зрители приняли ее хорошо - глубоко, внимательно и трепетно. Это многое говорит о нашей аудитории, которая в подавляющем большинстве своем именно такая - глубокая, трепетная и внимательная. Способная воспринимать разный материал - легкий, лирический и драматичный, относительно более сложный для восприятия. Это дает нам достаточно большую творческую свободу.
Сергей: А я бы сказал, что каждый наш альбом умный, сложный и концептуальный (улыбается). Поэтому даже наши песни, условно говоря - про любовь, требуют от слушателя проживания и переживания. Кто-то этого не замечает с первого прослушивания, ругается в комментариях и пишет, что мы "опопсели". Но со временем практически все проникаются и понимают.
Такая уж у нас публика - эмоциональная, но вместе с тем и глубокая. При этом мы не стремимся делать сложность ради сложности: у "Аффинаж" достаточно цепких хуков, мелодических крючков и прилипчивых рефренов. Баланс и гармония - вот что нас интересует.
На своей странице "ВКонтакте" вы написали, что "эти песни выручали и нас музыкантов и слушателей, в самые непростые жизненные моменты". Уточните тогда уж, в каких именно ситуациях песни "Аффинаж" особенно полезны и незаменимы?
Александр: Нам часто говорят о том, что наши песни спасали в сложных и критических жизненных ситуациях. Я думаю, это объяснимо, поскольку почти во всех наших песнях присутствует внутренняя драма и в то же время вектор, некий выход. То есть это не про безысходность, это всегда про выход к свету, пусть порой и мучительный. За себя могу сказать, что музыка в целом спасает и меня самого.
Сергей: Думаю, каждый способен привести примеры того, как музыка выручает. Абсолютно каждый. Лично я знаю нескольких человек, чью жизнь знакомство с "Аффинаж" перевернуло кардинально. То есть буквально на 180 градусов. И, что характерно, всегда в лучшую сторону! Для меня, например, такими песнями чаще всего становятся духоподъемные произведения моих друзей - Саши Бранимира, групп "Калинов Мост" и "25/17".
Вы сами же и назвали жанр "Аффинажа" не существовавшим прежде термином - "нуар-шансон", то есть что-то близкое к Сержу Генсбуру. Нуар - все-таки переводится как "черный", ну и вообще что-то мрачноватое. Но, по моему мнению, вы играете совсем иное- арт-рок, нео-фолк, андерграунд с фрагментарным погружением в поп-джаз. Хотя, да, согласен, - термин звучит красиво и интригующе…
Александр: Термин "нуар-шансон" был придуман басистом и со-основателем группы Сергеем Сергеичем в начале нашего пути. Мы хотели обозначить им общие эстетические принципы, которые были для нас тогда актуальными… Но "в полный рост" звучание нуар-шансона представлено, как мне кажется, на нашем первом полноформатном альбоме "Я и Мёбиус едем в Шампань". А потом звучание группы менялось от альбома к альбому.
И продолжает меняться, а сам термин уже, пожалуй, утратил свою актуальность. По крайней мере, он далеко не в полной мере характеризует то, что мы делаем. Сейчас у нас в работе несколько альбомов, они все принципиально разные.
Сергей: Перво-наперво хочется внести ясность: конечно, французский шансон в том числе подразумевался, когда мы придумывали термин "нуар-шансон". Но мы никогда не открещивались и от русского шансона, от романса, от городской и каторжной песни. Даже эстрадизированный, музыкально-ходульный "русский шансон" в лучших и самых глубоких своих проявлениях нам близок. Мы с Мишей (солист и гитарист группы Эм Калинин, - Прим. Ред.) очень любим творчество наших мэтров - Михаила Круга, Ивана Кучина, Сергея Наговицына, философские песни Шуфутинского и Розенбаума. Ну и Александр Вертинский, Аркадий Северный и Серж Никольский - само собой. Это наша культура, наша история. Так что использование термина "шансон" было, в том числе, попыткой вернуть это слово в "приличный лексикон", демаргинализировать.
А вообще, в переводе на русский "нуар-шансон" это да, "черные песни". И это максимально широкое определение, куда прекрасно умещается и упомянутый вами арт-рок, и поп-джаз, и все, что можно представить. Да-да, и прямая бочка в том числе (улыбается).