08.05.2022 08:06
    Поделиться

    Уральских пенсионеров научили распознавать мошенников

    На "Весенней неделе добра" пенсионеров научили основам психологической защиты от аферистов. Необычный проект "Обмани мошенника" запустили по инициативе Уральского медуниверситета и организационно-методического центра соцпомощи. Сначала занятия провели в Богдановиче и Сысерти, в этот раз - в Екатеринбурге на площадке УрГЭУ и регионального центра финансовой грамотности.

    Обучение происходило в виде ролевой игры: присутствующих разбили на шесть команд, каждой предложили несколько ситуаций. Например, к вам в дверь стучит "продавец чудо-товара" или поступил "звонок с незнакомого номера". По словам психологов и полицейских, сложнее всего было убедить пожилых в том, что в подавляющем большинстве случаев с поддельных номеров 495-, 499-, 900 или 03 звонят мошенники. А если на пороге появляется незнакомец и сообщает: ваши родные попали в беду, в первую очередь следует связаться с этими родственниками, а не отдавать деньги. Старики недоумевали: оказывается, можно стать жертвой преступников, просто откликнувшись на улице на просьбу о помощи. Но быстро поняли: мошенники специально усыпляют бдительность, чтобы попасть в квартиру, а потом присваивают чужие деньги и имущество.

    Научили бабушек и дедушек и тому, как правильно реагировать на непрошеных визитеров: не открывая двери, поинтересоваться, кто пришел. Если гости представляются госслужащими, необходимо тут же набрать официальный номер этой организации и узнать, с какой целью отправлены сотрудники. А если пришедшие настаивают, чтобы их впустили в дом, самое правильное - вызвать полицию, предварительно связавшись с соседями по лестничной клетке и пригласив их в свидетели.

    После 24 февраля 2022-го звонки от липовой службы безопасности банка, прокуратуры, СК и других силовых ведомств прекратились на две-три недели, однако сейчас возобновились, говорит начальник отдела по борьбе с мошенничествами Управления уголовного розыска ГУВД по Свердловской области Артем Лаздынь. Такие call-центры находились на Украине - в Днепропетровске, Харькове и других городах. Видимо, сейчас передислоцировались на запад и продолжили деятельность.

    Кроме того, в этом году вдвое выросло количество обманщиков, работающих по схеме "ваш родственник попал в ДТП". Большинство таких звонков также поступает из-за границы. Тихий "умирающий" голос сообщает: "Бабушка, дедушка, мама, папа, я попал в аварию, помогите!" Тут же трубку перехватывает якобы сотрудник правоохранительных органов и говорит: за определенную сумму есть возможность избежать уголовного наказания. Минут через 15 приходит "бегунок" и забирает деньги. Себе оставляет 10 процентов, остальное перечисляет на счета, которые ему укажут. "Бегунками" становятся таксисты, домохозяйки, даже два студента-юриста попались. Схема очень простая: люди ищут подработку, в соцсетях или мессенджерах их нанимают курьерами, инструктируют, каким именем представляться, по какому алгоритму действовать. Встречаются "многосерийные" дела, даже межрегиональные. У каждого уральского "бегунка"-студента за душой не менее 15 эпизодов.

    По данным областной прокуратуры, в 2021 году на Среднем Урале зарегистрировано 12 тысяч преступлений. Из них 1308 - обычные кражи, а 5 тысяч совершены при активном финансовом обмане потерпевших. Каждое пятое мошенничество - цифровое. Раскрываемость таких дел - всего 28 процентов: расследуют их долго и зачастую приостанавливают, так как невозможно установить виновного. Между тем ущерб причинен очень серьезный: в прошлом году у свердловчан украли 1,1 миллиарда рублей, в 2020-м - 715 миллионов.

    Причем страдают от своей доверчивости не только старики, но и молодежь, и люди, занимающие серьезные должности. На удочку попался даже ведущий специалист банка: безропотно перевел деньги на чужие счета по требованию "службы безопасности" того же самого банка!

    - Проблема финансового мошенничества вышла на первое место, если судить по количеству поступающих к нам писем. А низкая раскрываемость порождает чувство безнаказанности у преступников, - констатирует свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова. - Самое неприятное - в большинстве случаев ответственность ложится на плечи жертв, эти отношения трактуются как гражданско-правовые.

    "РГ" неоднократно писала, как уральцев заманивают на онлайн-биржи или фейковые брокерские сайты. Несколько дней прибыль в "личном кабинете" растет, после чего всякая связь обрывается. Теперь у мошенников новая фишка - инвестиции в биткоины. Одна свердловчанка продала квартиру, ей обещали удвоение суммы через три месяца. Сейчас потерпевшая рвет волосы на голове, ведь ни одного документа в подтверждение сделки у нее не осталось - общение с мошенниками шло в скайпе.

    Кстати, в 2021 году Свердловский облсуд рассмотрел 420 дел по 159 статье УК РФ, где мошенничество было связано с цифровыми сервисами. Часто предметом разбирательств становится утечка данных ЭЦП: при выдаче цифровой подписи владельцам не разъясняют, как правильно ее хранить.

    Мнение

    Игорь Ашманов, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

    - Думаю, за последние два-три года россияне получили больше миллиарда звонков от мошенников. Основной вал поступал с Украины. Требовать, чтобы МВД предотвращало все подобные преступления, неразумно: у правоохранителей просто нет столько кадров. Просвещение населения полезно, но нельзя полностью перекладывать ответственность на его плечи. Обычные люди не в состоянии себя защитить, это должно сделать государство. Корень проблемы - в массовых утечках, продаже данных банков и мобильных операторов. Если раньше мошенники знали лишь ФИО и телефон, то теперь порой располагают даже номером кредитного договора. В даркнете продают базы и размещают заявки типа "куплю данные клиентов банка Х, у кого на остатках больше 200 тысяч рублей". И ведь находятся сисадмины, продающие информацию! Они чувствуют безнаказанность: расследования утечек не происходит, мы не видим судебных процессов, которые освещались бы в СМИ.

    Важно

    ЦБ выдвинул ряд законодательных инициатив, направленных на защиту граждан. Сейчас они дорабатываются по итогам обсуждения с банкирами. Что конкретно хотят сделать? Во-первых, изменить механизм возврата похищенных средств. Если банк пренебрег рекомендациями ЦБ и не выстроил систему безопасности клиентов, все списанные деньги он должен вернуть без суда. Во-вторых, обязать проверять переводы на признаки мошенничества не только банк плательщика, но и банк получателя. Двойной контроль позволит выявлять счета дропперов - подставных лиц, которым переводят средства пострадавшего.

    - Чтобы заблокировать дроппера, необходимо решение суда, а вот дистанционное банковское обслуживание при совершении нескольких подозрительных операций можно приостановить. Чтобы включить его снова, держателю счета придется явиться в офис кредитной организации с паспортом, - поясняет Александр Сальников, начальник отдела управления безопасности Уральского ГУ Банка России.

    Между тем

    В России резко выросло число атак программ-шифровальщиков, сообщает "Лаборатория Касперского". В последней декаде марта этот показатель был в четыре раза больше, чем в конце февраля. Основными мишенями стали корпорации и госорганизации. Большинство атак начиналось с отправки сотруднику якобы нормативного документа, а на самом деле -вредоносного вложения или ссылки. После проникновения в систему программы шифровали данные и блокировали нормальную работу устройств, причем злоумышленники зачастую не требовали выкуп.

    - Мы видим, что их цель - не только финансовая выгода, но и стремление помешать деятельности бизнеса. В связи с этим компаниям важно обеспечивать комплексную защиту инфраструктуры и создавать резервные копии данных, - комментирует Сергей Голованов, главный эксперт "Лаборатории Касперского".

    Поделиться