"Провидел суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников" говорил об императоре Александре III, Александре Александровиче, великий русский ученый Дмитрий Менделеев.
К его заслугам относят и стремительный экономический прыжок, который Россия осуществила за тринадцать лет (короткий на самом деле срок) его пребывания на престоле, и создание мощной промышленности, и перевооружение русской армии и флота, и превращение в крупнейшего в мире экспортера сельскохозяйственной продукции. Примечательно и то, что все годы правления Александра III Россия прожила в мире.
Плюс ко всему этому Эпоха Александра III оказалась значительной и в области культурного строительства. Правление Александра III "подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись при нем, продлился затем в течение всего царствования Николая II", считал известный искусствовед и художник Александр Бенуа. Оно было отмечено и выдающимися достижениями в развитии отечественной науки. Историк Василий Ключевский подчеркивал, что император "поощрял и одобрял ученые общества, будил и поддерживал энергию отдельных исследователей".
Известный общественный деятель Лев Тихомиров видел заслугу императора и в том, что он сумел "не только парализовать вредные стороны пореформенного положения, но даже вызвать подъем национального духа и творчества. При Александре III вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ".
Александр III поддерживал развитие российских культурных основ, традиций и идеалов, духовности в искусстве. Представители различных художественных школ и течений, от православного неоконсерватизма до реализма и модернизма, в его времена добивались успеха своим трудом и талантом.
Многообразная палитра национальной политики обеспечивала единство и неделимость Российской империи.
К моменту вступления на престол Александр III был членом Московского археологического общества любителей русских древностей, Карамзинской библиотеки, почетным попечителем Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже, почетным председателем Императорского русского исторического общества, почетным членом Императорского русского географического общества, Императорского археологического общества, действительным членом Общества поощрения художеств, а также почетным членом Московского, Казанского, Санкт-Петербургского, Новороссийского университетов и Российской академии наук. И став императором, Александр III осуществлял высочайшее покровительство всех вышеперечисленных институтов, уделяя особое внимание развитию национальных основ культуры и искусства.
Особое внимание уделялось развитию в стране музейного дела, формированию сети музеев и архивных хранилищ. Император лично поддерживал самые разные инициативы. Специальным указом императора из его кабинета каждый год отпускалось 20 000 рублей для пополнения музейных собраний, в том числе и провинциальных. Вновь открывающиеся музеи, как в провинции, так и в крупных городах Российской империи, наполнялись на эти средства художественными произведениями. Императору принадлежала инициатива создания в Москве Исторического музея, в Севастополе - Севастопольского, в Санкт-Петербурге - Русского музея.
Современники оставили яркие воспоминания о деятельности Александра III на поприще исторической науки в качестве почетного председателя Императорского русского исторического общества. Он, действительно, внес огромный вклад в дело развития в стране исторических знаний. "Особые симпатии почившего государя к науке отечественной истории, русской археологии и истории искусств, всем известно, как известно всем образованным людям и то, что Государь при всех своих многосложных трудах находил время быть действительным председателем Русского исторического общества и лично участвовал в его заседаниях", - писал Иван Цветаев, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III, Известного сегодня ГМИИ им. А.С.Пушкина) и отец поэта Марины Цветаевой.
Профессор истории Василий Ключевский, выступая 28 октября 1894 года уже после кончины императора на заседании Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, сказал: "Он не только благословлял к трудам в этой отрасли. Он возбуждал и поощрял их средствами материальными и нравственными. В числе обществ, пользовавшихся обильными пособиями от державной руки, и наше удостоено было им усиленной поддержки".
Историк Владимир Назаревский подчеркивал, что "никто из царственных предшественников Александра III не занимался столько изучением русской истории, как он: в этом отношении он превзошел и Петра I и Екатерину II. Очевидно, что из своих исторических занятий он черпал идеи, которыми он руководствовался в делах своего правления..."
Образованное в 1866 году в Петербурге Русское историческое общество (с 1873-го - Императорское) действовало под личным председательствованием императора. Секретарь общества, член Государственного совета Александр Половцов, говоря о задачах общества, подчеркнул: "Жаждавшему узнать свое прошлое русскому народу подносилась только неприятная картина слабостей и недостатков, влиявших на судьбы его; возвышенные существенные стороны нашей государственной жизненной деятельности, создавшие великую и всем нам дорогую Россию, в литературе 60-х годов, за редкими исключениями, силою обстоятельств обходились молчанием, разрушавшим народную веру в себя и правившие им силы".
Император считал делом государственной важности и "распространение искусства", следуя в этом словам Достоевского: "Общество основывается на началах нравственных; на мясе, на экономической идее, на претворении камней в хлебы - ничего не основывается". По свидетельству историка Ивана Забелина государь был хорошо знаком с произведениями Достоевского. А по словам графа Сергея Шереметева, Достоевскому "государь придавал большое значение".
Он очень высоко оценивал деятельность Петра Третьякова по созданию в Москве картинной галереи, открывшейся весной 1893 года.
Император и императрица были постоянными посетителями всех крупнейших столичных выставок, и в первую очередь художественных, в том числе Товарищества передвижников и выставок Академического общества русских акварелистов. Они были лично знакомы со многими деятелями искусства, в том числе с известными художниками, скульпторами, критиками, коллекционерами и музейными работниками, например, с Дмитрием Григоровичем, Андрианом Праховым, Дмитрием Ровинским, Петром Третьяковым, Марком Антокольским, Александром и Альбертом Бенуа, Алексеем Боголюбовым, Виктором Васнецовым, Николаем Каразиным, Иваном Крамским, Михаилом Нестеровым, Александром Опекушиным, Василием Поленовым, Валентином Серовым, Василием Суриковым, Иваном Шишкиным - и это еще не весь список.
С середины 80-х годов Александр III стал главным коллекционером и меценатом страны и серьезным конкурентом Третьякову. Третьяков, понимая, что многие художники завышали цены на свои картины при выборе их императором, писал Николаю Ярошенко после XV выставки: "Расположение Государя цените и поддерживайте, не разочаровывайте императора, тем более что не требуется какой-либо "услужливости" в содержании картин, напротив представляется "полная свобода".
Император поддерживал и Московский публичный Румянцевский музей, передав в конце 80-х годов ему в дар галерею картин русских художников XVIII - второй половины XIX века, купленную им у коллекционера Федора Прянишникова.
В конце XIX века страну охватило движение по созданию войсковых или так называемых полковых музеев. Ордена, медали, образцы оружия, предметы снаряжения и оборудования, личные вещи поступали в фонды этих музеев. Первый войсковой музей был создан в 1866 году в 65-м Московском пехотном полку, а в конце XIX - начале ХХ века на территории России было уже создано 300 воинских музеев. Воинские части, отмечавшие свой юбилей, писали свои истории, инициаторами музея часто были офицеры полка или воинской части.
Новую жизнь в бытность императора Александра III обрели петербургские музеи - Морской и Артиллерийский. Морской музей, носивший имя Петра Великого и неоднократно посещавшийся Александром Александровичем, расширил свои экспозиции и приумножил коллекции. Один из залов музея был посвящен царствованию Александра III, придававшему огромное значение развитию морского дела. Крылатая фраза императора "У России нет союзников, кроме армии и флота", дошедшая до наших дней, хорошо была известна и современникам.
Особый интерес у Александра Александровича вызывал петербургский Артиллерийский музей. А юбилейные торжества по случаю 500-летия русской артиллерии, на которых лично присутствовал император, собрали огромное число гостей, среди которых были начальники главных управлений Военного министерства и военных академий, артиллерийские генералы, ветераны русской артиллерии, представители множества научных и военно-учебных заведений, музеев и члены императорской семьи. Император произнес здравицу в честь русской артиллерии. После смерти императора в 1895 году в музее была установлена бронзовая скульптура Александра III работы Адель Вернер.
Величайшей заслугой Александра Александровича в деле музейного строительства было и создание в Москве на Волхонке после его смерти Музея изящных искусств имени императора Александра III. Дочь основателя музея Ивана Цветаева поэт Марина Цветаева в своей книге "Отец и его музей" писала: "Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, и в это же время отходила одна московская старушка (купчиха Алексеева. - Ю.К.). И, слушая колокола, сказала: "Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя..."
Профессор Цветаев называл Музей изящных искусств на Волхонке "Александровским". По предложению мецената Нечаева-Мальцова в его центральном зале был установлен памятник императору Александру III работы Опекушина (в настоящее время нахождение памятника неизвестно. - Ю.К.). Торжественное открытие музея состоялось 30 мая 1912 года в присутствии императора Николая II, императрицы Марии Федоровны, и членов императорской семьи, внесших большой вклад в создание музея.
Цветаев был лично знаком с императором Александром III и высоко оценивал не только его деятельность на благо России, но и человеческие и нравственные качества. Он называл Александра Александровича "Царем Благочестия", жизнью своей воплотившим в себе народный идеал Русского царя-самодержца.
Не случайным был и тот факт, что открытие Музея изящных искусств императора Александра III 30 мая 1912 года совпало в майские дни 1912-го с открытием у Храма Христа Спасителя 31 мая 1912 года памятника императору Александру III, который Цветаев назвал "всенародным памятником". Выбор места для установки памятника было предоставлен по распоряжению генерала-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Ивану Цветаеву.
В своей записке губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу Цветаев в 1905 г. писал: "Колоссальная сумма пожертвований, стекающаяся со всех концов России на памятник императору Александру III, достигла 1. 695. 003 руб. 20 1/2 коп. (эта колоссальная цифра не являлась еще окончательною) наглядно показывает, какою безграничною любовью пользовался в своем народе почивший Государь, безвременная кончина которого вызвала отовсюду, из всех слоев нашего разнородного населения, и это беспримерное количество единодушных приношений к Его горячо оплаканной могиле".
О заслугах Александра III перед Россией и миром еще раз красноречиво скажет после его смерти профессор Ключевский: "Наука отведет императору Александру III подобающее место не только в истории России, но и всей Европы, но и в русской историографии скажет, что он одержал победу в области, где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, одобрил и приподнял русскую историческую мысль, русское историческое сознание и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда его уже нет, Европа поняла, чем он был для нее".