В театре Станиславского впервые в России исполнили оперу Верди "Корсар"

Оперы молодого Джузеппе Верди совсем не так популярны, как его зрелые сочинения. А "Корсар" и вовсе можно счесть забытой оперой. Редкая премьера состоялась в Москве по инициативе Феликса Коробова, музыкального руководителя и главного дирижера Музыкального театра (МАМТа), который и собрал команду исполнителей - оркестр, хор и солистов оперной труппы.
Сергей Родионов

"Корсар" создан по законам истинной оперы, когда формула сюжета складывается из любви, запретной страсти, крови и смерти в финале. Либретто написал любимый соавтор Верди - Франческо Мария Пьяве по одноименной поэме Джорджа Байрона. Верди несколько лет был очень увлечен байроновским романтизмом, и музыка "Корсара" полна созвучных ему красот. Но все же романтический посыл, отражающий вердиевскую преданность идеям движения Рисорджименто, с его перманентным поиском свободы,выглядит лишь фоном для бури лирических страстей. Сюжет оперы далек от литературного оригинала и развивается исключительно в пределах любовного многоугольника.

Пират Коррадо влюблен в красавицу Медору, и эти чувства взаимны. Но во дворце турецкого паши Сеида в плененного Корсара влюбляется другая красавица, Гюльнара, хотя на ее внимание к себе уверенно рассчитывает сам паша. История заканчивается по оперному, а значит, трагически: Коррадо попадает в темницу; Гюльнара убивает Сеида, освобождает Коррадо и бежит с ним на волю, но поздно: Медора, думая, что жениха казнили, принимает яд, а Корсар, узнав об этом, в отчаянье бросается со скалы в морскую бездну.

В ситуации концертного исполнения композитор сам себе режиссер. А оперы Верди к тому же обожают роскошные голоса. И в "Корсаре", чтобы подчеркнуть конкуренцию двух женщин за сердце одного мужчины,автор провокативно свел вместе две сопрано (обычно в опере сопрано противостоит меццо). И конкурентный дуэт двух примадонн (как вокальный, так и личностный) всегда придает этой опере особую интригу. Например, в самой знаменитой записи "Корсара" 1975 года конкурируют великие Джесси Норман и Монтсеррат Кабалье, а заглавную партию исполняет Хосе Каррерас.

Мария Макеева (Гульнара), Станислав Ли (Паша-Сеид) Фото: Сергей Родионов

На подмостках МАМТа такого уровня вокального "напряжения" не было. Во-первых, в условиях избрания солистов лишь из числа штатных певцов, не всегда возможно сделать точный выбор. Так все же партия Гюльнары требует более драматического голоса нежели у очаровательной Марии Макеевой. Как, впрочем, и роль пирата, которая досталась тенору Владимиру Дмитруку, предполагает, что лирический голос певца оттенен значительно более ярким характером. И уже совсем не хватило харизмы и вокальной техники баритону Станиславу Ли в роли злодейского паши. Да и форма концертного исполнения, что допускает присутствие не сцене пюпитров с нотами, позволила некоторым певцам выйти к публике с явно недоученными, как говорится в профессиональной среде, "невпетыми" партиями. Ближе всех к идеальному образу оказалась Наталья Петрожицкая в роли Медоры, изумительный романс которой "Egli non riede ancora!.." очень любят исполнять примадонны в концертах. И тут,умеющая быть и удивительно глубокой, и безумно трогательной, певица околдовала музыкальностью и проникновенностью. Правда, в такой интерпретации обреченность героини очевидна с самого начала оперы.

Для оркестра под управлением Феликса Коробова лучшими моментами стали те, где не приходилось взаимодействовать с солистами (тут так и слышатся сетования артистов о вечной нехватке репетиционного времени). Но Феликс Коробов, стоящий у музыкального руля театра почти два десятилетия и в нынешнем мае встречающий полувековой юбилей, уверенно идет по пути воплощения своей заветной мечты - исполнить все 26 опер Джузеппе Верди.

И мимолетное появление в Москве "Корсара" заставило задуматься над тем, что редко, но все же встречаются незаслуженно забытые произведения. А красивая, чувственная опера, которая без всяких купюр и с антрактом на шампанское и селфи занимает всего два часа, просто создана для нашей вечно торопящейся эпохи. Хотя, конечно, должно пройти еще какое-то время и произойти событийные постановки, чтобы при возникновении названия "Корсар" на афишах в сознании возникал образ не только знаменитого балета Адана, но и оперы Верди.

Справка "РГ"

У этой оперы судьба не задалась с самого рождения. Ее премьера ожидалась в 1844 году в Венеции, но Верди, недовольный собой и работой либреттиста, к назначенному времени партитуру не завершил. И "Корсар" впервые был поставлен лишь четырьмя годами позже в Триесте на сцене театра Grande, который ныне носит имя автора этой оперы. Верди на премьеру в Триест не приехал, причиной тому послужили разногласия композитора с издательством и руководством театра. Впрочем, это обстоятельство не помешало в 1850 году состояться на этой сцене премьере и другой вердиевской оперы - "Стиффелио". А вот "Корсару" не повезло: после трех представлений он покинул Триест. Вскоре опера была поставлена в Милане, Турине, Венеции и других городах Италии, но народной любви не нашла. И если говорить честно, почему так произошло, непонятно. Разве что в этом виноват сам Верди, который в "каторжный" период своего творчества писал по опере почти ежегодно.