Андрей - один из двухсот участников регионального этапа Российской робототехнической олимпиады для школьников, который прошел в подмосковных Мытищах. Победители поедут на национальный финал в Нижний Новгород. Олимпиада проводится по правилам Всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad) для ребят от 6 до 19 лет. Кстати, три года назад победителями в одой из ее категорий стали ребята из Московской школы программистов (МШП). К сожалению, в этом году участникам из России вход на всемирный этап закрыт.
Робот "Скалапендра", конечно, прототип: собран из обучающих наборов лего с использованием микромоторов и ультразвуковых датчиков. В реальной же модели на нем предполагается тепловой датчик, который поможет искать под завалами людей.
Рядом робот-кормушка для собаки, робот-аватар (замещает ученика в классе, если тот заболел) и даже целый роботизированный комплекс для кошачих приютов. Авторы "кошкиного дома" - третьеклассники Илья и Дима. Здесь у них и автоматическая кормушка, игрушка для кошки, есть даже душ, расческа и робот-пылесос - все с датчиками, реагирующими на движение и свет. Фантазия ребят не знает границ. Даже презентацию своего проекта они сделали как мини-спектакль: в стихах и по ролям.
- Наша олимпиада - настоящая кузница кадров для сферы робототехники. Она помогает заложить инженерное мышление с детства и сделать уверенный шаг к профессии, - говорит преподаватель МШП по робототехнике, тренер сборной России Максим Шепелев. - Робототехника - одно из самых перспективных направлений в науке и технике. Уже сейчас роботы проникли во все сферы производства - от агропромышленного комплекса до автоконцернов. И это только начало! Миру нужны грамотные инженеры, которые помогут сделать жизнь проще и лучше.
Командная олимпиада делится на тематические категории: садовые роботы, роботы-спасатели, роботы-санитары, роботы-помощники, роботы-уборщики, роботы-аватары и беспилотный транспорт.
Садовые роботы, например, стригут траву, убирают сорняки на игровом поле, а попутно еще спасают... божьих коровок, перемещая их в безопасные места. Конечно, это игра. Но страсти кипят нешуточные: вот "садовник" поехал не туда, потерял кубик-"сорняк".
Судьи (в желтых жилетках, с секундомерами - все по-взрослому) сразу минусуют два балла. Кто-то из юных изобретателей уже собирается поплакать в уголке, но быстро справляется с эмоциями: впереди вторая попытка, нужно отладить механизм.
- Наши соревнования - это борьба с самим собой, здесь не бывает проигравших, - говорит судья, учитель математики Николай Бородько. - Есть задание, регламент и каждая команда придумывает и программирует робота под конкретные задачи. И если он создан, двигается и делает то, что диктует программа, - это уже победа.
Олимпиада хороша тем, что в ней можно участвовать хоть каждый год: так дети "растут" в робототехнике, начинают лучше разбираться в алгоритмах, технологиях и многие, в итоге, легче определяются с выбором профессии. Как, например, ученица 4-го класса Маргарита, которая хочет работать в медицинской сфере и обязательно - с роботами. Или второклассница Соня: она уже сейчас представляется исключительно как "программист-дизайнер".
Кстати, Соня - из команды, придумавшей необычного робота-аватара. Такой помощник может, скажем, "заменить" заболевшего школьника в классе: под дистанционным управлением он поднимает руку, выходит для ответа к доске, сдает тетради и делает многое другое.
По итогам регионального этапа Московской области в финал вышли десять команд. Все они поедут на Национальный этап Российской робототехнической олимпиады, который пройдет в Нижнем Новгороде в июле.