Как помочь уральским дизайнерам одежды с продвижением их товаров

Про екатеринбургского дизайнера Инну Королеву заговорили, когда она вручила куртку собственного пошива президенту и предложила отмечать вещи отечественных производителей знаком "Сделано в России". Для кого-то наличие на Урале местных дизайнеров одежды стало открытием, хотя их в регионе не так уж мало. Мы поинтересовались у некоторых представителей отрасли, что, кроме упомянутого фирменного знака, могло бы помочь им составить конкуренцию покинувшим Россию западным брендам?
Татьяна Андреева/РГ

Среди уральских марок одежды, которые на слуху, - 12Storeez и UShatάva (Ушатава), спортивная одежда RAY и DRAGONFLY, детская CHADOLINI, мужские костюмы модного дома SHISHKIN. В уральский "актив" можно записать и крупнейшего в России производителя женского белья и купальников "Пальметта". И это только раскрученные фирмы, а ведь все время возникают и новые. Кстати, помимо швейных цехов около месяца назад в Арамили заработала фабрика по производству мужских и женских сумок и аксессуаров из кожи. Но погоды на рынке они по-прежнему не делают.

Дизайнер Наталия Соломеина, хозяйка модного дома "Соло-дизайн", автор вечерних платьев и деловых костюмов, которые с удовольствием носят стильные екатеринбурженки, размышляет о будущем отрасли скорее с тревогой, чем с оптимизмом. Россия, один из крупнейших в мире потребителей одежды, по словам Наталии, не спешит поддержать собственных творцов.

- Мой модный дом существует 26 лет, и за это время я не вошла ни в какие льготные программы. Нашу отрасль не посчитали пострадавшей во время пандемии, хотя до ее начала у нас было 50 рабочих мест, а сейчас осталось "полтора землекопа". Больших заказов, какие мы выполняли для "Уральских авиалиний" и отеля Hyatt, не было уже пять-семь лет, с тех пор, как китайцы и европейцы из-за кризиса перепроизводства начали демпинговать. Сейчас мы просто выживаем, - посетовала она.

По словам Соломеиной, есть страны, доход которых от производства одежды больше, чем от всех других отраслей - речь об Италии, Испании. Но там местным производителям одежды дают пять безналоговых лет, льготы по аренде.

- Почему бы России не помочь своим производителям качественной одежды? Если бы мне удалось взять беспроцентную ссуду, мы смогли бы увеличить число рабочих мест и предложить россиянам достойные вещи по приемлемой цене, - продолжает хозяйка модного дома. - Мы вынужденно говорим сейчас об импортозамещении, но оно действительно необходимо, мы, и правда, слишком зависимы: у нас нет своих ниток, тканей высокого качества, нет своих машин, даже иглами шьем импортными!

О проблемах с сырьем говорит еще один уральский дизайнер, Маша Варламова. Для своих жизнерадостных трикотажных коллекций она уже давно использует российскую пряжу наряду с турецкой и немецкой. Вот только красители у отечественного производителя всегда были импортные.

- Но, я думаю, это же не автомобилестроение - неужто не придумаем что-то свое? - оптимистично улыбается Маша.

Она недавно успела побывать на неделях моды в Париже и Милане и уверена, что полная закрытость и выпадение из мировых трендов нам не грозят. Но встать на ноги, заработать имя и опыт, наладить контакт с крупными российскими производителями одежды - все это дизайнерам сложно осуществить без помощи государства.

- До сих пор поддержки почти не было. Например, на все конкурсы мы ездили самостоятельно. Мое дело развивалось, потому что вкладывала в себя сама. Было обидно, когда я встретила девочек из Грузии, которых в Париж и Милан отправило государство. Я ездила только посмотреть и вдохновиться, а они полноценно участвовали, - рассказывает Варламова.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Недели моды - это традиционно главные события в фэшн-индустрии, которые проводятся по определенному расписанию по всему миру: там можно увидеть новые коллекции и общие тренды сезона. Самые известные проходят в Лондоне, Нью-Йорке, Милане и Париже. В мае и декабре российские дизайнеры старались не пропустить показы в Москве и Санкт-Петербурге. Но, чтобы продемонстрировать свою коллекцию в рамках события, привлекающего внимание и общественности, и профессионалов, нужно выложить значительную сумму.

- Российский союз байеров объявил, что при поддержке правительства РФ организует неделю моды в Москве, и участие в ней будет бесплатным. Это отличный шанс! - радуется уральский дизайнер. - Мы готовимся выслать лукбук (каталог коллекции), провести фотосессию. Возможно, нас отберут из огромного числа заявок. Уже какой-то шаг.

Коллекция Маши Варламовой, которая называется "Невыносимая легкость бытия", - это уютные трикотажные вещи ярких оттенков.

- Эти цвета, цветы - я как будто хочу обогреть и поддержать людей. У тех, кто интересуется модой, нет потребности просто купить сапоги, свитер или пальто. Эти люди немного на другой ступени развития. Задача дизайнера - погрузить клиента в определенную атмосферу. В каждой коллекции есть определенная мысль. Не просто одежда, которая прикрывает тело, - это моя позиция, мое видение мира, - поясняет она.

Видение уральских дизайнеров находит отклик у земляков.

- Мне очень нравятся вязаные пальто Маши Варламовой, я уже приценилась. Примерно в четыре раза дешевле, чем итальянское, которое я ношу, и ничем не хуже, - говорит актриса и телеведущая Алена Костерина.

Она давно покупает вещи российских, в том числе уральских брендов.

- Когда я работала в эфире, все наряды для съемок мне шила Наталья Соломенникова. Правда, тогда можно было купить любые ткани… Но дизайнеры у нас отличные. Пока, честно говоря, я не готова переключиться на российскую обувь. А одежда - я только за! Вот прямо сегодня поеду забирать спортивный костюм, заказанный в интернет-магазине - он от российского производителя, - рассказывает Костерина.

С 2014 года весной и осенью проводится смотр уральского дизайна - неделя моды в Екатеринбурге. Участие принимают и маститые, и начинающие модельеры. И для последних это реальный способ заявить о себе.

- Долгие годы наш рынок был на две трети заполнен импортом. Иностранные бренды вкладывали миллионы долларов в изучение нашего рынка и, самое главное, в имидж своей продукции, и в результате легко добивались любви и верности российского потребителя. И сейчас сохраняется стереотип: итальянский пиджак носить гораздо интереснее, чем вещь российской фабрики, - делится мыслями директор мероприятия Надежда Матюхина. - Для глобального сдвига необходимо придание престижа российским дизайнерам и торговым маркам. Отечественные бренды зачастую создают гораздо более интересные коллекции одежды, и, что особенно важно, по более привлекательным для потребителей ценам. Но для завоевания массового рынка им не хватает известности и престижа - именно эти два фактора и смогут ускорить процессы импортозамещения в модной индустрии.

Надежда рассчитывает, что с поддержкой власти екатеринбургская неделя моды станет самым масштабным и знаковым фэшн-проектом Урало-Сибирского региона и привлечет внимание профессионалов всей страны. И тогда участвующим в ней дизайнерам будет проще продвигать свои бренды и заключать долгосрочные контракты с производителями и продавцами. Не всем же для этого дарить куртки или косоворотки представителям власти.

Кстати, в этом году свердловские предприниматели, занятые в легкой промышленности, получат возможность бесплатно представлять свою продукцию в некоторых торговых центрах Екатеринбурга и других городов области. В этой акции, к примеру, участвует VEER Mall.

Между тем

По итогам 2021 года в Свердловской области объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями легкой промышленности составил 5,27 миллиарда рублей. По данным Свердловскстата, на этом рынке работают более 500 предприятий, в том числе производством текстильных изделий занимаются 160, пошивом одежды - 315, шьют кожаные изделия 38 компаний. В отрасли трудятся 4,5 тысячи жителей Среднего Урала.

Фото: Татьяна Андреева/РГ