Речь идет о ранее не публиковавшихся докладных записках начальника ГУКР "Смерш" НКО СССР Виктора Абакумова - Сталину о передаче в Госбанк Союза ССР изъятых у агентов немецкой военной разведки миллионов советских рублей. В начале войны в распоряжении вермахта оказались крупные суммы подлинных советских денег, захваченных на оккупированных территориях.
Эти деньги в том числе шли на оплату немецкой агентурной сети и диверсантов, которых забрасывали в советский тыл.
31 марта 1945 года докладной запиской N 695/А на имя Сталина Виктор Абакумов доложил, что за период Великой Отечественной войны сотрудниками "Смерш" было изъято у арестованных германских агентов 27 млн 63 тысячи 377 рублей 36 копеек.
По тем временам - гигантская сумма. Например, известно, что стоимость производства одного танка "Т-34/85" в 1944 году составляла 179 000 рублей. Получается, что на деньги, изъятые у агентов германских спецслужб, в СССР можно было построить 151 танк "Т-34/85".
В 1944 году в танковом полку по штату находилось 35 танков, то есть можно было полностью вооружить более 4 танковых полков.
По данным ЦОС, первый документ, который удалось выявить в Центральном архиве ФСБ России, о передаче денег в Госбанк Союза ССР, изъятых сотрудниками контрразведки "Смерш" у агентов германских спецслужб, был составлен 28 августа 1943 года.
На следующий день Абакумов направил докладную записку за N 221/А на имя Сталина. Как видно из текста записки, Сталин уже из предыдущих докладов Абакумова знал, что во время специальных операций, проводимых военными контрразведчиками, при арестах агентов "Абвера" изымаются значительные денежные суммы. В этой связи Абакумов и начинал записку словами: "В соответствии с Вашим указанием..."
В начале сентября 1944 года начальник ГУКР "Смерш" доложил в ГКО СССР о задержании агента германской военной разведки "Мухина":
"В результате проведенной радиоигры с противником, условно именуемой "Борисов", 2 сентября с. г. Главным управлением контрразведки "Смерш" вызван на нашу сторону и арестован на подставленном явочном адресе под Москвой агент-разведчик "Мухин" [...] Таким образом, в результате этой радиоигры нам удалось вызвать и арестовать трех агентов-связников германской разведки. У арестованных агентов-связников и в посылке, полученной с самолета, изъято 952 000 рублей советских денег..."
В конце октября 1944 года Абакумов направил в ГКО (Сталину и Молотову) докладную записку об использовании агентурных радиостанций, изъятых у арестованных агентов германской разведки.
В документе были обобщены результаты проведения радиоигр с противником, в том числе приведены сведения о крупных суммах денег, изъятых у арестованных германских агентов. В частности Абакумов докладывал, что в результате проведения радиоигр удалось:
"...Вынудить германскую разведку разновременно забросить на нашу сторону, якобы для подрывной работы своих агентов, 25 минометов и пулеметов, 292 автомата, винтовки и пистолета, 722 мины и гранаты, 72 897 патронов, 2 685 кг взрывчатых веществ, 12 радиостанций, 5 395 448 рублей советских денег, 20 000 американских долларов и 5000 английских фунтов". Еще 2 млн рублей были изъяты у арестованных немецких агентов 12 декабря 1944 года по результатам радиоигры "Десант".