Владислав Анатольевич, по открытым данным, столичная промышленность - это 700 предприятий, на которых занято порядка 787 тысяч работающих. Грозит ли им в условиях санкций сокращение? Какие предприятия больше всего страдают от нарушения логистики и связей с поставщиками?
Владислав Овчинский: Цифры, которые вы назвали, касаются численности крупных и средних предприятий. Всего же в городе более трех тысяч промышленных площадок. Времена, когда для производства какой-то продукции требовались десятки гектаров земли, остались в прошлом. У нас все больше малых высокотехнологичных предприятий. Им достаточно 500-800 квадратных метров, чтобы развернуть серьезное производство жизненно важной продукции. У нас большой пласт таких предприятий - порядка 2,5 тысячи. Мы их всячески поддерживаем. Они очень гибкие по сравнению с крупными заводами, которым гораздо сложнее перестроить свою производственную линию. Гибкость позволяет малым высокотехнологичным предприятиям быстрее выводить продукцию на рынок. Среди главных задач, которые сегодня стоят перед всеми предприятиями в условиях санкционного давления - не только сохранять кадры, но и не сбавлять темпы производства. И московским предприятиям это удается. Например, производство обрабатывающих отраслей в марте этого года выросло на 17 процентов по сравнению с мартом 2021 года. Учитывая, что в прошлом году рост обрабатывающей промышленности превысил 40 процентов.
Мы поддерживаем постоянный контакт с промышленниками, сложности, безусловно, есть. В основном они касаются кассовых разрывов, логистики, сырья и комплектующих. Но все проблемы решаемы, и город делает все, чтобы помочь предприятиям в этом.
Одна из самых важных проблем сейчас - это импортозамещение. Москва, как известно, начала заниматься им не вчера. Есть результаты?
Владислав Овчинский: Импортозамещением наша промышленность занимается как минимум начиная с 2014 года. За это время серьезно обновлена ее продукция, большое количество импортных товаров заменено своими, в частности в машиностроении, авиастроении, радиоэлектронике, стройиндустрии, легкой и пищевой отраслях. В ходе этой работы лишь за последние пять лет в городе появилось порядка 500 предприятий, деятельность которых так или иначе направлена на заполнение ниш, которые отечественные производители раньше не занимали. Особенно эффективным инструментом в импортозамещении в Москве показало себя заключение офсетных контрактов в фармацевтике.
Чем они интересны Москве?
Владислав Овчинский: Офсетные контракты достаточно привлекательны для производств различных отраслей. По условиям контракта инвестор должен либо создать новое производство, либо модернизировать существующее. Взамен город гарантирует, что будет закупать продукцию. Офсетный контракт гарантирует производителю сбыт продукции в долгосрочной перспективе - на 8-10 лет.
Москва с 2017 года стала первой в стране заключать офсетные контракты с предприятиями. Сегодня город заключил уже пять офсетов, совокупный объем частных вложений по ним - 12,9 миллиарда рублей, а объем закупки почти 73 миллиарда рублей. Некоторые инвесторы уже завершили создание производства и начали поставлять лекарства, медизделия и продукты питания для молочных кухонь в городские учреждения.
Например, компания "Биокад", заключившая в Москве самый первый офсетный контракт, в 2021 году и в начале 2022 года суммарно поставила более 390 тысяч упаковок препаратов, которые применяются для лечения широкого спектра онкологических заболеваний. В этом году она планирует расширить перечень производимых лекарств, организовав полный цикл их производства. Согласно договоренностям, до конца 2027 года компания будет поставлять городу 34 препарата. Другая компания, тоже работающая по офсетному контракту - "Гематех" - поставляет городу 44 вида медицинских изделий для стомированных больных. По состоянию на начало апреля 2022 года в рамках контракта поставлено 513 тысяч изделий на сумму 181,1 миллиона рублей.
Два десятка очень нужных лекарств - противоглаукомных, антибактериальных, анальгезирующих препаратов, а также антидепрессантов и нейролептиков обязался за два года локализовать Московский эндокринный завод.
Говорилось, что столица намерена практику заключения офсетных контрактов использовать и в других отраслях. Есть идеи, где именно?
Владислав Овчинский: У нас в проработке находится достаточно большой пул офсетных контрактов. Это и сфера ЖКХ, и сфера строительства, и упомянутая ранее фармацевтика. В первую очередь прорабатывается заключение долгосрочных контрактов по направлениям, в которых город нуждается больше всего.
В законодательстве появилась новация, которая позволяет применять их и при заключении договоров на услуги. Есть планы воспользоваться такой возможностью?
Владислав Овчинский: Действительно, в столице с 1 июля вступят в силу поправки, которые были приняты еще в прошлом году, - они касаются заключения офсетных контрактов на услуги. По условиям, инвестор должен будет создать или реконструировать объект, используемый для оказания такой услуги, это, в свою очередь, даст городу новые рабочие места. Мы считаем это направление перспективным для развития, например, сети 5G, создания инфраструктуры для увеличения количества зарядных станций для электротранспорта, а также в сфере переработки отходов. Есть потребности и в социальном блоке. Сейчас в процессе локализации мы стараемся заполнить отечественными производителями ниши во всех отраслях городского хозяйства.
В Госдуме в активной фазе рассмотрения находится законопроект, который позволит снизить минимальный порог инвестиций до 100 миллионов рублей. Почему столица этого так добивалась?
Владислав Овчинский: Наш опыт в этой сфере показал, что применение офсетных контрактов - один из лучших инструментов для создания и модернизации производств. Помимо этого, они эффективны с точки зрения экономии бюджетных средств: цены на поставляемую для городских нужд продукцию по офсетным контрактам ниже в среднем на 20 процентов по сравнению с рыночными аналогами. Принятые изменения в условия заключения офсетных контрактов позволят снизить порог инвестиций в создание или модернизацию производства с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей. Это поможет активнее вовлекать компании и запускать проекты, которые могут удовлетворить нужды города. Кроме того, у столицы появится возможность подписывать офсеты совместно с другими регионами, например с двумя или более субъектами РФ. Москва, в свою очередь, всегда готова помочь коллегам из других регионов масштабировать практику офсетов.
Пакет региональных мер для поддержки промышленности, который правительство Москвы начало формировать практически с первых дней санкционного давления на нашу страну, насчитывает уже несколько востребованных инструментов. Будут ли расширяться меры поддержки, появятся новые?
Владислав Овчинский: Дополнительные меры могут быть рассмотрены, но и внедренные инструменты уже оказывают существенную помощь заводам. Наша задача - поддержать предприятия всех уровней. С этой целью еще в марте 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин принял решение направить в Московский Фонд поддержки промышленности и предпринимательства 20 миллиардов рублей. Сумма немалая, если учесть, что до этого капитализация фонда составляла 4,3 миллиарда рублей. Из дополнительных средств 10 миллиардов было направлено промышленности, а другие 10 миллиардов - для поддержки инвестпроектов по строительству объектов нежилого назначения в столице. В апреле было принято решение расширить список предприятий, и теперь получить заем могут все столичные компании из разных сфер. Предназначены эти деньги для того, чтобы снизить стоимость кредитов, которые необходимы предприятиям на оборотные средства и реализацию инвестконтрактов. Таким образом, когда ставки ЦБ подскочили до 20 процентов годовых, столичные промышленники могли получить их под 15 процентов годовых, так как разницу взял на себя московский бюджет. Сейчас, когда банковские ставки несколько снизились, мы также уменьшили ставку по льготному кредиту - до 11 процентов. Причем не только для новых заемщиков, но и тех, кто уже оформил кредиты до принятия этого решения. Льготная ставка по кредитам для строителей составляет 12%.
Пользуются спросом льготные займы?
Владислав Овчинский: Меньше чем за месяц в Фонд поддержки промышленности и предпринимательства поступили 64 заявки в общей сложности более чем на 40 миллиардов рублей. Среди обратившихся за помощью города, например, два хлебопекарных предприятия, производитель макаронных изделий: эти три компании взяли 747 миллионов рублей в кредит. И что очень важно: взятые деньги производственники направляют на оборотные средства, закупку сырья, выплату заработной платы, что, безусловно, помогает им выжить в новых условиях.
Сколько времени проходит от подачи заявки до получения денег?
Владислав Овчинский: Все происходит очень оперативно. Банк, в который предприятие обращается с заявкой, проводит предпроверку. Далее фонд в течение одного-двух дней принимает решение.
На какую еще помощь города, помимо льготного кредита, могут рассчитывать промышленники?
Владислав Овчинский: В городе уже несколько лет работает комплекс системных мер поддержки, в нем более 20 инструментов. Например, крупные предприятия могут получить статус промышленного комплекса. В Москве их 64, они занимают площадь свыше 320 гектаров и дают столице свыше 75 тысяч рабочих мест. Это гарантирует им целый ряд льгот - по налогам на прибыль, по ставке земельного налога и налога на имущество, по аренде земли. В этом году в рамках антикризисной поддержки мэр Москвы Сергей Собянин принял решение автоматически продлить предприятиям статусы промышленного комплекса. Организациям, обладателям указанных статусов, не нужно будет подтверждать соответствие установленным критериям (уровень средней заработной платы, объем выручки, инвестиций и ряд других).
Есть и другие антикризисные меры. Например, предприятия, которые готовы организовать новое производство или расширить существующее, могут получить землю по арендной ставке 1 рубль за участок в год.
Портфель мер поддержки промышленников очень большой - полностью информацию на этот счет можно посмотреть на сайте Инвестиционного портала Москвы или на официальном сайте мэра и правительства Москвы mos.ru. Кроме того, работает антикризисная горячая линия поддержки промышленности. С ее помощью можно узнать обо всех мерах поддержки, действующих в Москве. На сегодняшний день на нее поступило более 200 обращений.
Эти меры продолжают пополняться, как правило, по результатам встреч с промышленниками, которые регулярно проводит и мэр города, и наш департамент. Стараемся мгновенно реагировать на все вопросы, которые поднимаются в ходе этих встреч. Особенно острая проблема сейчас касается поиска новых поставщиков.
И чем вы можете помочь в ее решении?
Владислав Овчинский: С середины марта в городе действует сервис подбора альтернативных поставщиков оборудования, комплектующих и материалов не только в России, но и в странах Азии, ЕАЭС. Он пользуется очень большой популярностью - обратились за содействием уже свыше 130 компаний. Более 50 из них попросили помочь найти нужные товары, а свыше 70 сами предложили себя в качестве альтернативных поставщиков для наших предприятий.
Все ли предприятия вовремя выплачивают работникам заработную плату?
Владислав Овчинский: Задержек с выплатой зарплаты нет. За этим следим не только мы, но и регулярно мониторит ситуацию департамент труда и соцзащиты населения.
Владиславу Анатольевичу Овчинскому 34 года. Руководителем департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы он назначен 21 марта 2022 года. До этого возглавлял Государственную инспекцию по контролю за использованием недвижимости города Москвы. При нем незаконные постройки на улицах Москвы начали выявлять с использованием современных технологий и искусственного интеллекта. В структурах правительства Москвы Владислав Овчинский начал работать с 2010 года, сразу после того, как с отличием окончил экономический факультет Российского государственного гуманитарного университета.
Владислав Анатольевич, говоря о столичной промышленности, нельзя не сказать о том, что же она сейчас производит такого, чем Москва может гордиться? Назовите навскидку три товара с маркой "произведено в Москве"?
Владислав Овчинский: Я мог бы назвать бесконечно много товаров, так как в Москве делается все - от конфет и балетных пуантов до космических двигателей. Но если ограничиться тремя, то пусть первым будет, например, IVA - прекрасное средство для проведения видеоконференций. Очень актуальное решение, которое смело можно поставить в один ряд с мировыми лидерами на этом рынке. Его разработали и выпускают в нашей особой экономической зоне "Технополис "Москва", на площадке, на Волгоградском проспекте. Им уже с удовольствием пользуются не только структуры правительства Москвы, но и многие представители бизнеса.
Представлять пищевую промышленность Москвы нужды нет, ни для кого не секрет, что наш шоколад, сделанный по классическим традициям, до недавнего времени поставлялся по всему миру. Сейчас перенаправляем его на экспорт в страны Азии. Не могу не вспомнить и российское мороженое. Председатель КНР Си Цзиньпин, которого как-то угостил им Владимир Путин, позже признался, что теперь во время каждой поездки в нашу страну обязательно просит купить ему коробку мороженого. Любителей московского мороженого много по всему миру.
В целом отмечу, что настрой на развитие чувствуется и у крупных предприятий, которые давно стали брендами, и, что особенно приятно, у молодых промышленников. Например, на днях я встречался с одной из них. Полина Казакова открыла в Москве малое парфюмерное производство. Выпускает духи небольшими партиями - по полторы тысячи единиц каждая. Натуральный состав, природные эфирные масла. Мне лично запах очень понравился. Плюс оригинальная упаковка, чувствуется рука хорошего дизайнера. Хочет взять кредит и увеличить объем производства.
Готова бросить вызов французским парфюмерам?
Владислав Овчинский: Кажется неправдоподобным? Но ведь дефицита французских духов, несмотря на все санкции, в Москве нет, а продукция московского парфюмера, причем высокого ценового сегмента, уже нашла своих покупательниц! Не говорю уже о косметической продукции фабрик "Новая заря" и "Свобода", которая пользуется спросом не только у москвичек и россиян, но и за рубежом.