На самой большой сценической площадке региона - в Самарском театре оперы и балета имени Шостаковича, публике представили два золотомасочных спектакля. 3 мая прошел вечер одноактных балетов театра "Урал Опера Балет" (Екатеринбург). И солнце, наконец-то залившее волжский город, стократ отразилось на сцене. Яркий спектакль составили работы Антона Пимонова и Вячеслава Самодурова. Один возглавляет балетную труппу в Перми, другой - в Екатеринбурге. Оба - в числе самых интересных и востребованных хореографов нашей страны. И гастроли "Маски" в Самаре - редкая возможность увидеть их работы рядом.
Три прекрасных и непохожих друг на друга балета (продолжительность каждого менее получаса), но эмоций зрителям хватит надолго. "Неаполь", Brahms Party и "Вариации Сальери", все так или иначе отмеченные национальной театральной премией. К примеру, "Вариации Сальери" - спектакль Вячеслава Самодурова, в 2014 году принес труппе екатеринбургского театра сразу три награды в конкурсе. Это своего рода балет о балете, ирония над пафосом "высокого стиля". Белые танцовщицы на красном фоне практически на равных ведут партии со своими тенями... Но в то же время это и серьезные размышления о современном развитии классического танца.
Вторым откровением для зрителей (для одних - восторгом, для других - непониманием) стала постановка Юрия Бутусова "Сын" Российского академического молодежного театра, получившая "Золотую Маску" за лучшую мужскую роль второго плана. Награды удостоен молодой актер Александр Девятьяров, сыгравший роль отца. По его собственному признанию, и "Маска", и работа с режиссером такого уровня буквально перевернули его жизнь. Кстати, роль сына сыграл более возрастной, но не менее харизматичный Евгений Редько.
"Сын" рассказывает о подростке Николя, который тяжело переживает расставание родителей. Мальчик живет то в одной, то в другой семье, но так и не может привыкнуть к новым обстоятельствам. Подростковый максимализм и бунт перерастают из бытовой драмы в конец света для всех героев семейной истории. Сам же Бутусов определяет свой спектакль как "пьесу о Гамлете в каждом из нас". Неслучайно ассоциация с Гамлетом дается еще в начале спектакля. Николя никому не может доверить свою боль, чувствуя лишь предательство, ему любой поступок "уликой служит" в коварстве и вероломстве близких. "На меня давит жизнь", - говорит он. История заканчивается трагически.
В спектакле нет мелочей, но есть множество важных деталей. Большие ножницы, которыми Николя все время стрижет ногти, напоминают орудие пыток. Сервировочный столик на колесиках приспособлен под коляску ("ребенка заказывали?"). От сцены к сцене растет гора разбитых тарелок-надежд. И отчего-то ярко-желтый пиджак на депрессивном юноше. А от квартиры ближе к финалу вдруг отваливается стена, открывая зрителю черную дымящуюся бездну. Дьявол кроется в деталях...
Режиссеру Бутусову, как видно из многих его постановок, нужен артист-интеллектуал, артист-соавтор, что в полной мере относится и к ансамблю "Сына". И хотя сами актеры перед спектаклем признавались, что поначалу побаивались играть на большой сцене, ведь спектакль поставлен как камерный, но его энергии с лихвой хватило на большой зал самарской Оперы. Сцена, в которой Николя проговаривает текст за отца и за мать, словно пытается взять на себя ответственность за двух взрослых, но сломленных людей, повергает публику в оцепенение.
Справка "РГ"
Региональная программа фестиваля "Золотая Маска" проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Самарской области и лично губернатора Дмитрия Азарова. Генеральные партнеры - Благотворительный фонд Михаила Прохорова и Сбер. Партнер программы Фестиваля "Золотая Маска" в Самаре - ПАО "Новатэк".