11.05.2022 17:32
Поделиться

Почему в маршрутках Ленобласти требуют оплату только наличкой

Водители коммерческих автобусов ряда популярных маршрутов (18,100,545) категорически отказываются принимать безналичную оплату. Почему? В этом разбиралась "РГ".

Такая ситуация на важных маршрутах, соединяющих Петербург и областную столицу Гатчину (К-100 и К-18), а также Северную столицу с Царским Селом и Павловском (К-545).

Мы обратились в комитет Ленинградской области по транспорту, который указан ответственным за перевозки в гатчинском направлении. В полученном ответе сказано: "Отказ в приеме банковских карт национальной платежной системы для оплаты проезда является нарушением Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". В данном случае пассажиры вправе обращаться в Роспотребнадзор". Однако есть уточнение: валидаторы должны обязательно иметь автобусы компаний-перевозчиков, выручка которых за оказание услуг за предшествующий год превышает 20 миллионов рублей. Здесь не нужно быть математиком, чтобы понять, что на этих маршрутах перевозчики зарабатывают гораздо больше.

Аналогичный ответ получен от Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области за подписью руководителя управления О. А. Историк. В нем также отмечено, что "в отношении продавцов, не предоставивших покупателю право выбора удобного для него способа расчета (наличными или банковской картой), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа".

На проблемы с оплатой проезда пассажиры жалуются регулярно. Управлением Роспотребнадзора с октября прошлого года по март нынешнего из-за того, что перевозчики не обеспечивают положенную по закону возможность оплаты безналом, проведено 11 контрольных проверок, по результатам которых пять организаций-перевозчиков привлечены к административной ответственности, шести объявлены предостережения. Как дополнительно сообщили в отделе защиты прав потребителей, на перевозчика, который обслуживает К-18, уже были нарекания, так как компания обязана принимать и безналичку. Управлением Роспотребнадзора инициированы проверочные мероприятия. Однако пока эти мероприятия идут, толпы гатчинцев платят наличными каждый день.

Интересно, что суммы штрафов хотя и не огромные (30-50 тысяч для юридических лиц), но вполне сопоставимые со стоимостью валидаторов.

Что есть проблемы с соблюдением правил оплаты перевозок, подчеркнуто в ответе, который мы получили от Управления федеральной налоговой службы по Ленинградской области (за подписью заместителя руководителя С. В. Шустровой).

"Налоговыми органами Ленинградской области в период с 1 февраля 2021 года по 28 февраля 2022 года в отношении 40 перевозчиков (21 - индивидуальный предприниматель и 19 - юридические лица) проведено более 100 проверок по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники, и во всех случаях выявлено ее неприменение при наличных расчетах с пассажирами. Предъявлено штрафных санкций за неприменение контрольно-кассовой техники по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ на сумму более 8 миллионов рублей".

Специалисты и Роспотребнадзора, и налоговой в один голос говорят: да, нарушения выявляются, перевозчики штрафуются. Судя по всему, некоторым перевозчикам проще и выгоднее оплатить штрафы и продолжать работать по старой схеме с нарушением законодательства. Что касается рядовых пассажиров, то загадкой остался вопрос, почему мы, потребители, должны откуда-то узнавать, какова выручка у компании и, соответственно, насколько законно требование оплаты только наличкой.

"РГ" удалось связаться с одной из компаний-перевозчиков, на которую были жалобы. Как объяснил ситуацию Роман Юренев, директор по перевозкам Национальной транспортной ассоциации, поскольку валидаторы - дорогостоящие, оснастить сразу все автобусы не потянули финансово. Уже оснащен валидаторами их транспорт, курсирующий в самой Гатчине. Что касается К-18, то, как заверили "РГ", валидаторы будут выданы водителям в ближайшее время.

Мнение

Анатолий Голов, сопредседатель Общества потребителей России:

- Даже странно, что на каких-то транспортных маршрутах поныне нет безналичной оплаты. Оплата по карте давно стала нормой. Да, для небольших транспортных компаний введение валидаторов - серьезный расход, но нужно думать о пассажирах. Если бы была жесткая конкуренция, автобусы, предлагающие только наличный способ оплаты, проигрывали бы конкурентам. Но если на маршруте работает одна компания, диктующая правила, о какой конкуренции можно говорить?