Выживут ли уральские торговые центры после ухода брендов

Не успев оправиться от пандемии, рынок торговой недвижимости Екатеринбурга вступил на путь импортозамещения: согласно отчету Уральской палаты недвижимости, в конце марта в ТЦ города было вакантно 65 тысяч квадратных метров, или около шести процентов площадей. Однако, по мнению аналитиков, реально пустует гораздо больше - почти 17 процентов, что является историческим максимумом для этого сегмента.
Татьяна Андреева/РГ

Цифра показательна: екатеринбургский рынок ТЦ - далеко не московский, но из региональных один из сильнейших в России. С уходом глобальных компаний фешен-индустрии созданная торговая инфраструктура в таком объеме становится просто излишней. Кроме того, под ударом окажется большое количество рабочих мест, не только продавцов, но и тех, кто связан с обслуживанием объектов. По сути, это уже проблема не одной отрасли, а всей экономики услуг, заявили управляющие торговыми комплексами Екатеринбурга на круглом столе.

- После ажиотажного спроса в марте в апреле трафик упал на 10-15 процентов, сейчас в Екатеринбурге простаивает от 20 до 30 процентов площадей. Когда они откроются и откроются ли вообще - вопрос, - подтверждает региональный представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) Марина Крупина.

По словам эксперта, нарушены цепочки взаимодействия с европейскими брендами, для кого-то транспортная логистика стала очень дорогой, для других - невозможной. Есть случаи, когда товар разворовывается по дороге или фура разворачивается. Кроме того, нарушена финансовая логистика: сложно рассчитаться с владельцем торговой марки, а таможенный курс евро выше, чем у ЦБ. Как результат - в отдельных случаях цены на продукцию выросли в 2-3 раза.

В целом по стране ситуация похожая: вакантность качественных торговых площадей выросла с 3-5 до 10-11 процентов. Но гораздо большее беспокойство вызывают восемь миллионов квадратных метров, которые занимают около 100 операторов, в основном компании фешен-индустрии и общепита. Официально они пока лишь приостановили работу, причем большинство "точку бифуркации" в очередной раз перенесли - с мая на июнь. Поскольку четкой информации нет, кто все-таки уйдет, а кто останется, риск высвобождения существует примерно для 3-3,5 миллиона квадратных метров.

- Ситуация специфическая: магазин на месте, товар есть, а купить нельзя. Арендаторы в категории одежда, обувь, аксессуары платят аренду не в полном объеме, всего 20-50 процентов: с крупными зарубежными сетями договоры в основном заключены от оборота. Издержки отечественных тоже выросли из-за проблем с логистикой, обменного курса. Считанные ТЦ имеют в договоре пункт об автоматической выплате арендатора за простой. К тому же резко сместилась потребительская активность - мы видим тренд к переходу в эконом-сегмент, - говорит Олег Войцеховский, управляющий РСТЦ.

С учетом того что отрасль пережила два сложных ковидных года, в которые недополучила около 540 миллиардов рублей - две пятых от планового арендного оборота, на восстановление и так рассчитывали не раньше, чем к концу 2022-го - началу 2023 года. Но теперь и эта планка недостижима. Впрочем, ТЦ давно предрекали гибель из-за перехода покупателей на онлайн-заказы, правда, в фешен-сегменте доля электронной торговли пока невелика, не более пяти процентов.

Эксперты давно предрекали переход покупателей на онлайн-заказы, правда, в фешен-сегменте доля электронной торговли не более пяти процентов

Какова же антикризисная стратегия торговых центров? Во-первых, участники рынка предлагают сократить сугубо торговые площади в пользу офисных помещений, фитнес-центров и т. п. Во-вторых, ждут от государства поддержки в виде льгот и отсрочек по земельному налогу и коммунальным тарифам. Также региональный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов Алексей Караваев предложил наложить мораторий на проведение массовой кадастровой оценки земли, а льготу по налогу на имущество организаций, действие которой в Свердловской области заканчивается в нынешнем году, продлить.

- Пока мы еще остро не почувствовали кризис, истинный его масштаб будет понятен осенью. При реализации худшего сценария отрасль без поддержки не выживет, - рассуждает Дмитрий Сарапульцев, директор ТРЦ "Гринвич" и "Пассаж".

Не исключено, что зарубежные бренды вернутся в виде франчайзи. Прозвучали и более пессимистичные прогнозы: назад в прошлое, к челнокам и вещевым рынкам. Впрочем, это крайний вариант: совет ТЦ готовит программу привлечения новых отечественных и иностранных арендаторов с акцентом на уже готовые бренды и локализацию. С Россией готовы сотрудничать Индия, Китай, Иран, Турция. Правда, если у Турции есть операторы, готовые осваивать торговые площади или заходить в уже существующие сети со своим ассортиментом, то в Иране их нет. Значит, без партнерства с российской стороной не обойтись.

Смотрят ТЦ и в сторону отечественных дизайнеров и отечественных марок. Они уже сейчас могут занимать вакантные места, хотя явно не потянут ту же аренду, какую платили международные сети. Да и огромные магазины по 2-10 тысяч квадратных метров им не нужны.

- Им бы 100 квадратов взять. Основное вложение идет в маркетинг, контент, электронную коммерцию. Нужен оператор, который предложит таким фирмам какой-то формат присутствия в ТЦ. Это не массовое явление для нашего рынка, потому что сложно в управлении, много мелочной работы, - раскрыл секреты сотрудничества с дизайнерами совладелец универмага Bolshoy Денис Пьянков.